Вокзал Евпатории

Время прочтения: мин.

Железную дорогу протянули к Евпатории в начале XX века. Николай II и императорская семья были первыми пассажирами, прибывшими в город в 1916 году, чтобы спустить на воду линкор «Императрица Мария».

История

Железная дорога в Евпаторию пришла относительно поздно, уже в XX веке. Сейчас в городе работают две станции — товарная и пассажирская. Через станцию Евпатория-Товарная проходят тысячи тонн различных грузов — прежде всего строительные материалы, добываемые в окрестностях города, и продукция сельского хозяйства, главным образом зерно. Станция Евпатория-Курорт принимает ежегодно до 200 тысяч туристов.

Железнодорожный вокзал «Евпатория–Курорт". 2016 г.

Строительство железной дороги Симферополь — Евпатория

Вопрос о соединении Евпатории с основной крымской веткой Лозово-Севастопольской железной дороги был поднят уже в 1870-х годах. Однако шли годы, в течение которых слава евпаторийского курорта приобрела всероссийский размах, были открыты ветки железнодорожного движения на Феодосию и Керчь, а публика, желавшая воспользоваться прелестями евпаторийских купаний и грязелечения, вынуждена была довольствоваться перемещением в Евпаторию из Симферополя в дилижансе, на автомобилях или из Одессы морем. Хотя недостатка в проектах не было, их инициаторы не находили достаточных источников финансирования.

Все изменилось с началом Первой мировой войны, когда за дело взялось государство. Строительство железной дороги из Симферополя до Евпатории стало делом стратегической важности. Еще памятно было, что именно на побережье близ Евпатории был высажен англо-французский десант во время Крымской войны, к тому же железнодорожное сообщение существенно облегчало устройство санаториев для раненых, которых становилось все больше. Решительным проводником идеи строительства стал таврический губернатор Николай Антонинович Княжевич. Начальником работ был назначен инженер путей сообщения В. А. Розов.



Адъютант 2–го гусарского Павлоградского полка Н.А. Княжевич. Начало XX в.

На строительство пути протяженностью в 54 версты от станции Сарабуз до Евпатории из казны ассигновали два миллиона рублей за счет кредита военного времени. Строительство шло поразительно быстро: 20 августа 1915 года приступили к укладке рельсов, 20 октября укладочные работы были завершены, а 21 декабря 1915 года между Симферополем и станцией Евпатория-Главная уже началось движение пассажирских и грузовых поездов. К лету 1916 года на конечной станции Евпатория-Курорт завершилось строительство деревянного вокзала, и участок дороги начал функционировать в полном объеме.

Первое здание вокзала в Евпатории. Вид с северо–востока. 1916 г.

Визит Николая II и его семьи

В мае 1916 года главными пассажирами новой дороги стали члены императорской семьи. Николай II, императрица Александра Федоровна и их дети принимали участие в спуске на воду линкора «Императрица Мария» на Николаевской судоверфи и посетили доступную теперь Евпаторию. Поезд прибыл на станцию утром 16 мая. После приемов официальных делегаций августейшие путешественники посетили молебны в православном соборе, мусульманской мечети и караимской кенасе, после чего официально открыли «Приморскую санаторию», построенную для раненых на пожертвования императрицы. Это было последним совместным путешествием царской семьи до событий 1917 года.

Евпаторийский железнодорожный вокзал, украшенный к встрече императора Николая II с семейством. 16 мая 1916 г.

Железная дорога в советское время

В период революции и Гражданской войны движение поездов часто останавливалось и возобновилось на регулярной основе лишь к 1931 году. В 1974 году участок Крымского отделения Приднепровской железной дороги от Симферополя до Евпатории полностью электрифицировали, тогда же в город пришла первая электричка.

Железнодорожный вокзал «Евпатория–Курорт". 1967–1969 гг. Автор фото – Г. Угринович

Вокзал

В 1941 году деревянное здание вокзала, построенное в 1916 году, было полностью разрушено. Строительство нового каменного вокзала на станции Евпатория-Курорт было осуществлено в 1953 году по проекту архитекторов Яна Аир-Бабамяна и Бориса Бранденбурга. В 1970-е–1980-е годы близ вокзала появились локомотивное депо и электроцех, тогда же были построены подземный переход и кассовый павильон.




Похожие истории

Вокзал Дербента

Первый паровоз прибыл в Дербент 1898 году. Железнодорожный вокзал Дербента построили к открытию линии в начале 1900-х годов. Здание выполнено в эклектичном русском стиле, его фасад украшают две башенки.

История Новочеркасского вокзала

Первый деревянный вокзал в Новочеркасске появился в 1870-х годах. В ХХ веке на том же месте возвели каменное здание, но в войну его разрушили. В 1950-х годах построили новый вокзал в стиле сталинского ампира.


Вокзал Ступино

Железная дорога в Ступино появилась в 1900 году и связала Москву и Каширу. Вокзал возвели спустя три года, а в 1930-х деревянное здание перестроили в современное, сочетающее классицизм со сталинским ампиром. 

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!