Вологодские иконы

Время прочтения: мин.

Вологда издавна с входила в число крупнейших центров иконописи. В вологодском музее-заповеднике сегодня хранятся древнейшие русские иконы, старейшие из которых датируются XIV–XV веками

Историческая справка

Вологда издавна считалась городом с яркой православно-культурной средой и входила в число крупнейших центров иконописи.

Первые храмы появились на севере в XII столетии, но сведения об их художественном оформлении не сохранились. В XIII–XIV веках в иконописной культуре было сильно влияние новгородской и ростовской школ, что связано с колонизацией северных территорий двумя потоками, с запада и с юга.

 

Древнейшая из сохранившихся вологодская икона «Богоматерь Умиление Подкубенская», почитаемая с 1841 года как чудотворная, датируется XIV столетием. По исполнению и иконографии образа она тяготеет к ростовской художественной традиции XIV века, представляя собой вариант иконы Умиление, известной на Руси под названием Толгская. К уникальным образцам вологодской иконописи относится «Святая Троица Зырянская», имеющая надпись буквами зырянского алфавита (библейский текст о явлении Бога в виде трех мужей Аврааму). Ее появление связано с миссионерской деятельностью святителя Стефана Пермского в конце XIV столетия, крестившего зырян (коми) и создавшего зырянскую азбуку.

 

Икона Богоматерь Умиление Подкубенская. XIV в. Икона из Воскресенской Кубеноозерской церкви Вологодского уезда.

Влияние новгородской иконописной традиции нашло отражение в иконе первой половины XIV века «Богоматерь на престоле с предстоящими Николой и Климентом», представляющей редкий для ранних памятников древнерусской живописи сюжет. Своеобразна по исполнению и икона «Никола Зарайский» (краснофонный) с 14 житийными клеймами: по цветовой гамме она схожа с новгородской живописью конца XIV — начала XV столетия, но выделяется ясностью образов и диспропорцией в рисунке фигур. Особое место среди вологодских икон занимает «Косма и Дамиан, в житии» с 14 клеймами конца XIV века. По стилю, колориту произведения и динамической композиции клейм она напоминает творения псковских мастеров XIV–XV столетий.

 

Икона Никола Зарайский с житием

С конца XV века на вологодскую иконописную школу сильнейшее влияние оказывала Москва, что привнесло в произведения мастеров черты парадности. Среди наиболее выдающихся образцов живописи следует выделить иконы письма Дионисия Московского («Дмитрий Прилуцкий с житием», около 1503; «Успение Богоматери», 1499–1500) и деисусный чин из Покровского Глушицкого монастыря (первая четверть XVI столетия).

 

Икона Дмитрий Прилуцкий с житием

Перечисленные иконы входят в состав коллекции древнерусской живописи Вологодского государственного музея-заповедника.




Похожие истории

Проклятие поруганного храма

Свято-Троицкий собор был построен в конце XVIII века и представлял собой величественный каменный храм в классическом стиле. В 1930-е его разграбили и уничтожили. В 2002 г. на этом месте установили крест в память об утраченной святыне.

Уникальный медный котел времен Золотой Орды

Серпухов не раз принимал на себя удар войск Золотой Орды. Медный котел жители Дракино нашли случайно при раскопке огорода. По незнанию в нем несколько лет хранили удобрения, пока он не попал к археологам.

Великое Стояние на Угре

В 1480 году произошло стояние на реке Угре. Войско князя Московского Ивана III столкнулось с войском золотоордынского хана Ахмата на Угре. Это подарило Русской земле независимость от монголо-татарского ига.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!