Родоначальником династии был крестьянин деревни Масельгская Гора Толвуйского погоста Захарко сын Федотки Осипова, живший во второй половине XVII — начале XVIII века. Его правнук Дмитрий Федорович (1762–1835) вместе с другим крестьянином Герасимом Гагариным построил в 1794 году на реке Кумсе вододействующий лесопильный завод. После смерти компаньона в 1807 году завод перешел к семье Захарьиных и оказался под управлением Петра Дмитриевича Захарьина (1787–1862). Дело продолжил его сын Федор Петрович Захарьин — старший (1821–1879). Он известен как благотворитель.
Дом Захарьевых с. Толвуя
Лесопилка на реке Кумса у станции Медвежья Гора
Этюд на реке Кумса. 1916 г.
По его указанию в сентябре 1862 года с Кумсинского завода в качестве пожертвования выделили 550 досок на кровлю Преображенской и Покровской церквей в Кижах и еще 550 досок на колокольню. После смерти Захарьина-старшего управление Кумсинским заводом перешло к его сыну купцу второй гильдии Петру Федоровичу (1847–1881), который также был известным благотворителем. Он стал попечителем Лумбушского земского училища (крестьяне из села Лумбуши работали на его заводе), создал школьную библиотеку, ежегодно выделял средства для подарков школьникам на Рождество. В начале ХХ века годовой оборот Кумсинского завода достигал 60 тысяч рублей. Там было занято около 40 рабочих на основном производстве и еще около 100 человек на заготовке и подвозе леса.
Кижский погост
Одним из совладельцев и последним управляющим Кумсинского завода стал сын Захарьина потомственный почетный гражданин Федор Петрович Захарьин — младший (1874–1926). Он продолжил семейные традиции благотворительности и в 1904 году на свои средства построил в Лумбушах новую церковь. Известно, что, обладая хорошим басом, он сам пел в церковном хоре. В 1900 году Федор Захарьин построил себе на реке Кумсе большой двухэтажный деревянный дом, сохранившийся до наших дней. До сих пор эта часть Медвежьегорска называется Захарьевским поселком. Федор Захарьин не был чужд инноваций и в 1910 году приобрел французский легковой автомобиль «Дион-Бутон». На тот момент это был первый и единственный автомобиль в Олонецкой губернии.
Автомобиль «Дион-Бутон». 1909 г.
В 1918 году Кумсинский завод национализировали и оборудование перевезли на новый Повенецкий лесозавод. Новая власть Захарьина не тронула. За него заступились лумбушские крестьяне, а также один из видных деятелей большевистской партии М. И. Калинин, который в 1904–1905 годы отбывал ссылку в Повенце. Захарьину разрешили вернуться в свой дом и взяли на работу на Повенецкий лесозавод бухгалтером. Он умер в 1926 году.
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Academic.ru — интернет-сервис со сборников словарей и энциклопедий
Источник: © Музей-заповедник «Кижи»