Павловский вокзал: прародитель первой русской филармонии

Время прочтения: мин.

Строительство в Павловске Музыкального вокзала способствовало оживлению культурной жизни не только в Санкт-Петербурге, но и во всей Российской Империи. Мы расскажем вам, почему в этом здании выступал Иоганн Штраус, каким образом «садовая музыка» стала способом привлечь публику и что осталось от монументального здания.

Из села в культурный центр

Известный сейчас город Павловск ранее состоял из несвязанных друг с другом населенных пунктов — села Павловское и селений Тярлево, Липицы, Федоровский посад, Красное Село. Но после приказа 12 ноября 1796 года император Павел I превратил этот район в город Павловск.



Первый поезд Царскосельский дороги на гравюре 1837 года. Фото: www.regnum.ru.

Спустя 39 лет город стал перевоплощаться в культурный центр Российской Империи. Причиной такого изменения стал проект железной дороги из Санкт-Петербурга в Павловск через Царское Село, который предложил чешский инженер Франтишек Антонин фон Герстнер. Опыт подобных работ у него уже был — вместе с отцом он построил первую в Австрии железную дорогу между Будвейсом и Линцем. Идею поддержали, и практически через месяц, 20 сентября 1836 года, прошла первая пробная поездка по новым рельсам, а чуть позже дорога стала открытой для всех. В дальнейшем посетители еще не раз приезжали на платформу, чтобы посмотреть на новую технологическую диковинку.



Франтишек Антонин

фон Герстнер

Конечным пунктом в Павловске была крытая галерея с платформой. Вокзала тогда еще не существовало — вместо него было четыре больших комнаты, в которых посетители могли отдохнуть. После постройки железной дороги стало не хватать основного здания — Павловского вокзала. Однако под словом «вокзал» не подразумевалось привычное нам здание с залом ожидания и выходом к поездам.



Это название происходит от английского «vogs hall», что отсылает к парку Vauxhall Gardens в пригороде Лондона. Изначально Павловский «вокзал» звучал схоже с английским вариантом — «воксал». И только позже название русифицировалось, и теперь оно ассоциируется с железной дорогой и поездками.

Проект Павловского вокзала

Задача, которую ставили перед архитекторами Павловского вокзала, звучала так: «Воксал с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», где жители столицы могут получить «приятный отдых и разумные развлечения на лоне прелестной природы Павловского парка». К такому досугу относились прослушивание музыки, танцы, маскарады, балы и «другие собрания». За проект взялся петербургский архитектор А. Штакеншнейдер.


Андрей Иванович

Штакеншнейдер

Схема Павловского вокзала


В первое же посещение Павловский вокзал полностью оправдал ожидания — на открытие приехало множество гостей.  Поэт и драматург Кукольник поделился своим мнением о событии в газете, где отметил удобство здания и предвещал блестящую судьбу, в чем оказался прав.

Кадры из фильма «Павловскъ Воксалъ»



Увидеть Павловский вокзал в деталях можно в фильме, снятом к 185-летию железных дорог России и 100-летию Московской филармонии.

Фильм о Павловском музыкальном вокзале

Что важнее: музыка или обед

Из-за огромного интереса к Павловскому вокзалу Правление постоянно придумывало новые развлечения. Одно из таких появилось в 1838 году — это был хор московских цыган, который возглавлял известный хоревод Илья Осипович Соколов. Объединение аутентичного цыганского пения, венгерской хореографии с репертуаром из опер русских композиторов, романсов и знаменитых песен было в новинку и производило на посетителей сильное впечатление.


Павловский вокзал

Видовая открытка 1899 г.

В том же году в Петербург приехал нидерландский дирижер Йозеф Герман с бальным оркестром. Популярный в то время венский вальс прижился и на Павловском вокзале. Как писали современники, на одном из балов 26 декабря 1838 года люди так заслушивались мелодиями, что «не могли не затанцевать».

Йозеф Герман

Одним из секретов известности павловских концертов была грамотно составленная программа концерта, которая не менялась 25 лет. Сложные произведения сменялись простыми композициями и музыкальными «шутками», понятными широкой аудитории. Позже так делали и другие дирижеры. Например, Иоганн Гунгль исполнял серьезную музыку в чередовании с кадридлями, вальсами и только набирающей популярность полькой.

Простые же композиции ввел именно Йозеф Герман, назвав их «садовой музыкой». К ней относилась нетривиальная по смыслу русская музыка, которая звучала незамысловато, но при этом создавала приятную атмосферу. Ранее такие произведения игрались только при дворе, и именно Герман сделал ее популярной для широкой публики.



Позже и Федор Достоевский посещал «садовые концерты», так как снимал рядом дачу. По впечатлениям от услышанного он написал следующее:

Оркестр, может быть действительно лучший из наших садовых оркестров, играет вещи новые. Приличие и чинность чрезвычайные, несмотря на некоторый общий вид семейственности и даже интим­ности. Знакомые, все дачники, сходятся оглядывать друг друга. Многие исполняют это с истинным удовольствием и приходят только для этого; но есть и такие, которые ходят для одной музыки. Скандалы необыкно­венно редки, хотя, однако же, бывают и в будни, но без этого ведь невозможно.

Эта цитата из произведения «Идиот» в очередной раз подчеркивает важность «садовой музыки» для посетителей того времени.

Также простые произведения необходимы были для того, чтобы привлечь внимание к железной дороге и новому культурному центру. Именно поэтому такие музыкальные программы можно было посещать бесплатно. Но за билеты на концерты «серьезной» музыки и выступления выдающихся музыкантов платить все же приходилось.




Кого видели стены Павловского вокзала

Здесь же провел десять лет своей жизни — с 1856 года — Иоганн Штраус младший. Именно он превратил это здание в место, где музыкальные произведения выходили на первый план, а не становились дополнением к трапезе и общению в ресторане. Для этого он создал большую творческую группу. Часть своего оркестра композитор вывез из Вены, часть — набрал в Санкт-Петербурге, что вызвало недовольство публики, так как посетители желали слушать только европейских исполнителей.

Первое время критики недовольно отмечали: «Об игре — в другой раз. Оркестр еще не совсем разыгрался». Но позже стали уважать нетривиальный подход Штрауса к музыкальным программам и его желание приобщить посетителей к классической немецкой музыке. На прощальном вечере критики уже писали, что Штраус, «наэлектризованный блестящим приемом, превзошел самого себя».

В 1878 году по проекту архи­тек­тора Николая Бенуа при вокзале появился театр. В летний сезон можно было увидеть 30 разных постановок — драматических, балетных и оперных. Там можно было оценить технику знаменитой балерины Анны Павловой. Свое последнее российское выступление она также провела здесь — позже Анна переехала в Англию и не вернулась обратно. «Вершиной пластического искус­ства» критики называли ее исполнение «Лебедя» под музыкальное сопровождение Камиля Сен-Санса.

Павловский театр проект Николая Бенуа

Павловский вокзал увидел множество творческих людей. Во время концертов дирижера Николая Галкина солировали именитые певцы Иван Ершов, Федор Шаляпин и виолончелист Александр Вержби­лович. Также проявилась и другая тенденция — на сцене выступали только начинающие, но очень одаренные музыканты. Именно здесь, в августе 1912-го, 21-летний Сергей Прокофьев дал свой первый концерт фортепиано с оркестром. Он исполнил его вместе с дирижером Александром Аслановым.

Иван Васильевич Ершов

Федор Иванович Шаляпин

Александр Валерианович Вержбилович

Концерт на сцене Павловского музыкального вокзала

Михаил Глинка «Вальс Фантазия»

Петр Чайковский «Вальс цветов»



Конец культурной эпохи

В 1916 году произошло много изменений, которые повлияли на будущее вокзала. Отменились симфонические пятницы, введенные при Галкине. Перестал играть военный оркестр, ранее исполнявший произведения в антрактах симфонических концертов. Появилась и плата за вход в парк — поэтому количество посетителей значительно уменьшилось.



Во времена Великой Отечественной войны Павловск лишился основной части. От блестящего ансамбля Павловского вокзала остался один фонтан, напоминающий о былом величии этого места.

Так, существование Музыкального вокзала следовало цели «Развлекать, просвещая» в течение более чем ста лет и стало важным культурным центром на рубеже XIX–XX веков. Именно с помощью него формировался музыкальный вкус общества, развивались сферы музыки, театра и хореографии. Через постановки и музыкальные произведения можно было проследить изменения, происходящие в стране, и важные темы, актуальные для людей того времени.  И хотя сейчас попасть на концерт в Павловском вокзале невозможно, погрузиться в атмосферу можно благодаря видео концерта на музыку Михаила Глинки «Вальс Фантазия» и Петра Чайковского «Вальс Цветов» на воссозданной сцене Павловского музыкального вокзала.


Источник: © Дзен

Источник: © История России в фотографиях

Источник: © Журнал "Зодчий"

Источник: © Из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Из частной коллекции

Источник: © Из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации

Источник: © История железнодорожного транспорта России

Источник: © Из частной коллекции

Источник: © Из собрания Государственного Эрмитажа

Источник: © Фотохостинг Pinterest

Источник: © Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия

Источник: © Из собрания Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации

Источник: © Кадр из фильма «Павловскъ Воксалъ»

Источник: © Кадр из фильма «Павловскъ Воксалъ»

Источник: © Кадр из фильма «Павловскъ Воксалъ»

Источник: © Кадр из фильма «Павловскъ Воксалъ»

Источник: © Кадр из фильма «Павловскъ Воксалъ»

Источник: © Кадр из фильма «Павловскъ Воксалъ»

Источник: © Кадр из фильма «Павловскъ Воксалъ»

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!