Третий по численности город Северной Осетии — Алании с населением около 37 тысяч человек. Это важный индустриальный центр и железнодорожный узел, расположенный в 29 километрах к северу от Владикавказа
GPS: 43.190783 , 44.541607
Беслан — третий по численности (после Владикавказа и Моздока) город Республики Северная Осетия — Алания, расположенный примерно в 29 километрах севернее столицы Республики — Владикавказа. Беслан — индустриальный центр региона, в котором также расположен важный железнодорожный узел.
Датой основания будущего города считают 1847 год. Тогда переселенцы из горного Кобанского ущелья во главе с влиятельным тагаурским феодалом Бесланом Тулатовым — отставным поручиком российской армии — обосновались на правом берегу реки Терек. Они основали поселение, которое местные жители назвали Бесланыкау (село Беслана). Однако в официальных документах вплоть до 1941 года село значилось как Тулатово или Тулатовское — по фамилии основателя.
Обложка книги «Нартский эпос». Художник В. С. Резников
В 1941 году село переименовали в Иристон, а в 1950 году, получив статус города, оно обрело современное название — Беслан. Это было связано с тем, что местная железнодорожная станция с момента появления носила название Беслан.
К 1850 году здесь насчитывалось лишь 34 двора. В 1853 году сюда переселились феодалы Тхостовы с подвластными им людьми. Поначалу они считали себя самостоятельным поселением, но вскоре слились с соседями. Через 25 лет в селе Тулатово было уже 62 двора. Жители в основном занимались выращиванием и продажей сельскохозяйственной продукции, особенно кукурузы.
Отары овец в горах Северной Осетии. 1950 г.
Значительный толчок развитию поселения дало строительство Ростово-Владикавказской железной дороги в начале 1870-х годов. В 1875 году в Тулатове появилась железнодорожная станция Беслан. Это привлекло рабочих и торговцев со всего Северного Кавказа и из центральной России.
Железнодорожная станция Беслан. 1900–1917 гг.
Вскоре основу экономически активного населения составляли мелкие ремесленники, лавочники и торговцы, владельцы мастерских. К концу XIX века здесь было 249 дворов. Большинство жителей жили в деревянных и саманных домиках, освещавшихся керосиновыми лампами.
Станция Беслан. Вид на посёлок и гору Казбек. До 1915 г.
С открытием Грозненских нефтепромыслов значение станции Беслан возросло. Это способствовало развитию поселения: началось строительство новых зданий, открылись училища. С 1889 года работала мужская церковно-приходская школа, содержавшаяся за счёт Общества восстановления православного христианства на Кавказе. В женской школе под эгидой Ардонского отделения Владикавказского епархиального учительского совета обучались на равной основе девушки из православных и мусульманских семей. В 1903 году открылась ещё одна школа.
Наличие запасов нерудных ископаемых и сельхозпродукции способствовало развитию новых промышленных отраслей.
Железнодорожная станция стала крупным узлом. По переписи 1897 года, в Тулатове проживало 149 железнодорожных рабочих. В годы Первой русской революции они участвовали в политической забастовке, выдвигая свои требования. Линейные телеграфисты требовали ввести ношение «форменного платья», сшитого по меркам служащих, введение трёхсменного дежурства, обеспечение казёнными квартирами и обедами из станционных буфетов.
Станция Беслан-товарный Владикавказской железной дороги. Начало ХХ в.
Первая мировая война, революция 1917 года и Гражданская война нарушили привычный уклад жизни, население радикально политизировалось. Большевиков и другие социалистические партии поддержала национальная партия «Кермен» и местные рабочие, белое движение тоже нашло немало сторонников. Казачий атаман Л. Бичерахов пытался превратить Беслан в опорный пункт антибольшевистских сил, но красноармейцы и керменисты разбили «белых». Один из лидеров «красных» Г.К. («Серго») Орджоникидзе, прибывший на бронепоезде из Владикавказа, создал здесь военную комендатуру. Однако под натиском деникинских войск большевикам пришлось отступить, и в начале 1919 года в Тулатово вошли белые. Советскую власть удалось восстановить лишь в 1920 году. В Правобережном районе были организованы пять ревкомов.
Д. Л. Гибизов (1889–1919)
Г. К. Орджоникидзе
Город Орджоникидзе формирует отряды из рабочих нефтяников
Грознефти на Кавказе в годы Гражданской войны. 1937 г. Художник Н. Д. Прохоров
В 1924 году село Тулатово стало районным центром. Власти начали борьбу с неграмотностью. В школе № 1 создали один из первых пионерских отрядов, причём каждому пионеру поручалось обучить грамоте 20 жителей своей улицы. Пионеры активно участвовали в благоустройстве: на одной из центральных улиц их руками была высажена целая аллея акаций.
Долой безграмотность
В 1930 году в центре села был построен Дом Советов в стиле конструктивизма (впоследствии переданный Дому пионеров, а затем преобразованный в Дом детского творчества).
Среди национализированных предприятий был крахмальный завод А. Гулиева. СНК РСФСР постановил создать на его базе крупное крахмало-паточное предприятие, и с 1929 город Бесланстрой стал крупнейшей промышленной стройкой Осетии периода индустриализации. 9 августа 1932 года самый большой в Европе Бесланский маисовый комбинат (БМК) вступил в строй, на долгие годы став градообразующим предприятием. К началу 1936 года 575 рабочих комбината трудились по стахановскому методу. В составе комбината открылись новые заводы — паточный и кормозаготовительный.
Беслановский кукурузно-крахмало-паточный комбинат
Беслано-Маисовый комбинат. 1938 г.
К концу 1930-х годов население Тулатова достигло 6 тысяч человек. 26 апреля 1941 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Тулатово было переименовано в Иристон (этноним Осетии на языке титульного народа). Под новым именем поселение просуществовало до 1950 года, когда ему присвоили статус города и название Беслан.
Великая Отечественная война нанесла жителям поселения незаживающие раны: с фронтов не вернулось более тысячи уроженцев Иристона-Тулатова.
Послевоенное восстановление экономики шло медленно. К концу 1950-х годов в городе проживало около 20 тысяч человек. Активизировалось жилищное строительство, в основном возводили двух- и трёхэтажные дома. Возле БМК вырос благоустроенный рабочий городок с двухэтажными многоквартирными домами, школой-девятилеткой, просторным клубом, столовыми, магазинами, детским садом.
БМК играл ведущую роль в структуре промышленно-аграрного комплекса Беслана. За сутки на комбинате перерабатывали до 550 тонн кукурузы, а после реконструкции в 1960 году объём продукции вырос ещё на 25%. Появились и новые заводы — железобетонных конструкций, кирпичный, щебёночный, электромеханический, комбинат хлебопродуктов.
Беслано-Маисовый комбинат. 1938 г.
Город постепенно разделился на три части, расширяясь с каждым годом. В юго-западной, между Тереком и железнодорожной веткой, разместились промышленные предприятия, включая БМК. Ядром города стала его юго-восточная часть, где находится около половины жилых домов, все учреждения, культурно-просветительные и бытовые организации. В северной части жилая застройка соседствовала с предприятиями и складами.
Беслановский межколхозный откормочный пункт
Развитие транспортной инфраструктуры способствовало послевоенному экономическому подъёму Беслана. Город стал важным промышленным центром республики с развитой социально-культурной сферой, разветвлённой сетью торговых предприятий и сферы бытового обслуживания. Благоустраивались и расширялись улицы, строились новые объекты инфраструктуры, появлялись новые парки, скверы, спортивные площадки.
После трагедии 2004 года и гибели 334 заложников в Беслане построили две современные школы (всего их стало 16), два детских сада, школу-интернат. В 2009 году открылся современный многопрофильный медицинский центр федерального значения. В 2013 году в нём заработали отделения сосудистой хирургии и рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения, а годом позже — отделение реабилитации.
Памятник Дерево скорби
В последние десятилетия Беслан превратился в крупнейший транзитный узел магистральных железнодорожных, автомобильных и воздушных путей, ведущих из европейской части страны на Южный Кавказ.
Вокзал Беслана
Благодаря развитой транспортной сети город поддерживает экономические и культурные связи с регионами России и зарубежными странами. Здесь производят металлоизделия, садово-парковую мебель, контейнеры, металлические шкафы, алкогольную и безалкогольную продукцию, автомобильное спецоборудование и стройматериалы.
Герб Беслана, утверждённый в 2009 году, включает традиционные символы, связанные с Северной Осетией и географическим положением Беслана. У города нет официального флага и гимна, но существует неофициальный гимн.
Герб Беслана был утверждён 28 октября 2009 года собранием представителей города. Его автор — заслуженный художник Российской Федерации М. Ф. Джикаев.
Герб представляет собой щит прямоугольной формы с закруглённым низом в красно-бело-золотистых цветах. В верхней части герба на красном поле помещён движущийся золотой барс с чёрными вкраплениями, аналогичный изображению барса на республиканском гербе. Это указывает на принадлежность города к Северной Осетии. Барс в народном сознании олицетворяет силу, уверенность и спокойствие.
Ниже находится сложенная из треугольников девятиконечная золотая звезда. Она символизирует три традиционных осетинских пирога — знак изобилия, гостеприимства и народного единства. По центру щита проходят две серебряные полосы. Они означают важное транспортное положение Беслана, соединяющего северные и южные регионы России.
Герб Беслана
19 ноября 2013 года произошло повторное утверждение герба с небольшими изменениями. Из него убрали дату основания города — 1847 год. Обновлённый герб внесли в Государственный геральдический реестр Российской Федерации под номером 9999.
У Беслана нет официальных флага и гимна. Однако существует неофициальный гимн, который звучит на городских праздниках. Его создали поэт Ф. Цаликов и композитор Б. Кокаев.
Там, где Терек бьёт волной атласной
В гордые твердыни берегов,
Город мой раскинулся прекрасный, —
Младший брат великих городов.
Солнце его рано утром будит,
Убирая сон с его лица.
И живут в нём солнечные люди,
Солнечные всем даря сердца.
Пусть землёй нельзя не восхищаться.
Сколько городов на ней и стран,
Но готов я всем, что есть, поклясться, —
Что не все дороги в Рим стремятся, —
Лучшая из них ведёт в Беслан.
Я иду по городу родному
Руки распахнув навстречу дню.
Никакому городу другому
Верности своей не подарю.
Здесь мои товарищи и братья,
Здесь моя бессмертная любовь.
Здесь раскрылись мне сердец объятья,
Здесь я в юность возвращаюсь вновь.
Здесь привыкли гостю улыбаться
Той улыбкой, что всегда чиста.
И не только птицы здесь гнездятся,
Здесь живут любовь и доброта.
И куда б я ни был брошен жизнью,
Как маяк, мне светит сквозь туман
В море под названием Отчизна
Остров мой с названием Беслан.
Жители Иристона (прежнее название Беслана) внесли значительный вклад в борьбу с фашизмом во время Великой Отечественной войны. Они сражались на фронте и самоотверженно трудились в тылу. Современный Беслан бережно хранит память о подвиге своих земляков.
В первые дни и месяцы Великой Отечественной войны тысячи молодых жителей Иристона (в 1941 году Тулатово переименовали в Иристон) по призыву и добровольно уходили на фронт. Земляков провожали на войну на территории комбината БМК.
Комиссар добровольческого кавполка 511 А. Г. Аракельян даёт присягу перед полком
На смену ушедшим мужчинам пришли женщины. Уже на следующий день после начала войны на завод кормов и масла пришли 32 женщины-домохозяйки.
Вести с фронта. Художник М. Ф. Джикаев. 1985 г.
Оставшиеся специалисты БМК спешно разрабатывали новую технологию производства пищевой глюкозы для возмещения потери сахарных заводов оккупированной Украины. Одновременно они готовили оборудование к возможной эвакуации.
В начале сентября 1941 года войска вермахта вышли на подступы к Крыму, возникла непосредственная угроза Северному Кавказу. С октября 1941 года всё трудоспособное население республики участвовало в строительстве оборонительных сооружений на реках Малка и Терек. За осень и зиму 1941–1942 годов была выстроена 50-километровая оборонительная линия.
Колхозники строят оборонительные рубежи
14 августа 1942 года началась эвакуация БМК вместе с оборудованием, сотрудниками и их семьями. Остро не хватало подъёмных механизмов, рабочих рук. Удалось вывезти около 6 тысяч тонн пшеницы, поступившей с Украины, а также готовую продукцию: патоку, крахмал, масло, глюкозу, корма. 31 октября 1942 года со двора комбината ушёл последний эшелон с оборудованием на восток. Были эвакуированы 483 работника.
В октябре 1942 года линия фронта находилась в 15–17 километрах от Иристона. Оставшиеся работники БМК создали рабочий батальон. Они рыли противотанковые рвы, сооружали укрепления, готовили огневые точки. Жители города помогали: копали траншеи, готовили взлётно-посадочную полосу на северо-восточной окраине. В механических мастерских БМК ремонтировали авиамоторы, изготавливали корпуса гранат и противотанковые ежи. 69% работников БМК в 1942 году составляли женщины, заменившие ушедших на фронт мужчин.
Рабочие завода имени С. Орджоникидзе изучают станковый пулемёт. Август 1941 г.
В ноябре 1942 года Иристон подвергся бомбардировкам. Бомбы разрушили водо- и электроснабжение. В школах разместили санитарные посты, лазареты и госпитали. Местные жительницы ухаживали за ранеными, приносили домашнюю еду, фрукты, вязали бойцам тёплые вещи, читали книги вслух.
В. Н. Кувшинов с товарищами по госпиталю. Город Орджоникидзе. Сентябрь 1943 г.
Попытки 1-й танковой армии группы армий «А» вермахта прорваться в Закавказье не удались. Вскоре стратегическая обстановка изменилась, и в начале 1943 г началось наступление советских войск. Фронт отодвинулся от Иристона и территории Северной Осетии.
Отстоим Кавказ! И. М. Тоидзе, Е. Поволоцкая. 1942 г.
Партизаны в горах Осетии. 1945 г.
Жители тыла обеспечивали защитников Отечества продуктами, одеждой, оружием и боеприпасами. Несмотря на собственное бедственное положение, люди жертвовали всем, чем могли.
24 июня 1944 года на БМК пришла телеграмма от имени И. В. Сталина с благодарностью в адрес тружеников, собравших 143 754 рубля на строительство эскадрильи «Социалистическая Осетия». Жители Иристона также приняли участие в сборе денег на создание танковой колонны.
Бойцы выбивают противника из населённого пункта. 1941–1945 гг.
Война нанесла огромный ущерб экономике и привела к невосполнимым людским потерям. Из 1864 ушедших на фронт работников БМК не вернулись 1149 человек. Погибло более трёхсот выпускников школы № 1.
Сегодня жители Беслана свято чтут память о войне. 9 мая 1978 года был установлен мемориал работникам БМК, не вернувшимся с войны. В центре композиции — фигура женщины-матери и коленопреклонённого воина. На мемориальной плите в городском парке выбиты 109 фамилий воинов, погибших в битве за Кавказ. В сквере у железнодорожного вокзала стоит скромный обелиск в память о команде бронепоезда — семи воинах во главе с командиром Г. Клокоцким, героически погибших при защите оборонительных рубежей в декабре 1942. В 1990 году бесланцы установили памятник погибшим в годы войны землякам.
Каждый год в майские дни к мемориальным местам приходят люди, чтобы отдать дань памяти защитникам Отечества.
Источники:
© Обложка книги "Нартский эпос". Художник В. С. Резников. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Отары овец в горах Северной Осетии. 1950 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Железнодорожная станция Беслан. 1900–1917 гг. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Д. Л. Гибизов (1889–1919). Государственный каталог музейного фонда РФ
© Г. К. Орджоникидзе. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Беслановский кукурузно-крахмало-паточный комбинат. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Беслано-Маисовый комбинат. 1938 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Беслано-Маисовый комбинат. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Беслановский межколхозный откормочный пункт. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Вести с фронта. Художник М. Ф. Джикаев. 1985 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Колхозники строят оборонительные рубежи. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Партизаны в горах Осетии. 1945 г. Государственный каталог музейного фонда РФ
Железнодорожная станция Беслан имеет богатую историю, начавшуюся в 1870-х годах. Она играет важную роль в экономике города и региона. Здание вокзала, построенное в конце XIX века, является архитектурным памятником и продолжает служить пассажирам по с
Беслан хранит память о трагических событиях 2004 года. Мемориал жертвам теракта — главная достопримечательность города.
Яркий пример архитектуры конструктивизма 1930-х годов. За свою 90-летнюю историю Дом Советов успел побывать центром местной власти, Домом пионеров и Домом детского творчества. Сейчас это признанный объект культурного наследия.
В центре Беслана установлен памятник его основателю — осетинскому феодалу Беслану Тулатову. Монумент напоминает об истории возникновения города.
В 1902 году состоялось освящение храма во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия. В 1930-е годы церковь разрушили. После распада СССР жители Беслана решили возродить храм. Современная церковь построена на новом месте в девяностых и освящена
В городском парке Беслана находится один из первых памятников советским солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне. Монумент установили в конце 1940-х. Он увековечивает память о 109 воинах, захороненных на старом городском кладбище.
Дом культуры БМК долгие годы был главным архитектурным украшением Беслана и центром культурной жизни района. Его построили в 1937 году в стиле сталинского ампира. Сейчас здание реставрируют.
На привокзальной площади Беслана установлен памятник жителям города, погибшим в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Монумент представляет собой композицию из двух фигур воинов, символизирующих защитников Родины разных эпох.
В центре Беслана находится старая мечеть, построенная в начале XX века. Её история тесно связана с развитием города.
В Беслане сохранилось историческое здание мельницы семьи Гутиевых, построенное в 1870 году. Это одно из немногих старинных каменных строений города, представляющее несомненную историческую ценность.
В центре Беслана установлен народный памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. Он появился в результате общественной инициативы и сбора средств жителями города.
После распада СССР Бесланский ипподром пережил период запустения. В 2017 году он был реконструирован и теперь вновь открыт для любителей конного спорта. Ипподром — важный культурный объект Беслана.
В декабре 1914 года, в начале Первой мировой войны, император Николай II посетил Беслан во время своей поездки по Кавказу. Это событие стало важной вехой в истории города и запомнилось местным жителям.
Уроженец Беслана, герой Великой Отечественной войны. За проявленное мужество и героизм посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Его имя увековечено в названии улицы и школы в Беслане.
Выдающийся осетинский просветитель, общественный деятель и этнограф. Внес значительный вклад в развитие образования и культуры Осетии, создав первый осетинский букварь и издав первый литературно-общественный журнал на осетинском языке.
Знаменитый российский футболист, уроженец Беслана. Заслуженный мастер спорта, многократный чемпион России и обладатель различных футбольных кубков. Дзагоев известен своей преданностью клубу ЦСКА, за который выступал более 13 лет.
Бийск, город на юге Сибири, известен своей богатой историей и культурным наследием. Выгодное географическое расположение позволило ему стать ключевым транспортным узлом и центром развития торговли.
История города Пятигорска начинается с 1774 года, хотя поселения на этом месте существовали ещё с эпохи бронзы. В 1780 году здесь была заложена Константиногорская крепость, при ней возникло поселение.
Орск основали в 1735 году во время освоения Южного Урала. Сначала построили крепость, но в начале XIX века она утратила свои функции, город стал уездным. После революции Орск превратился в промышленны
Набережные Челны — второй по численности город Республики Татарстан. Начал свою историю в XVII веке на берегах рек Камы, Чалны и Мелекес. В городе расположено основное производство компании «КАМАЗ».
Освоение территории Ейского района началось сотни тысяч лет назад. За свою долгую историю он успел побывать под властью кочевых племён и Золотой Орды.
Рудня, расположенная в 68 километрах от Смоленска и получившая статус города только в 1926 году, имеет долгую историю, уходящую корнями к древнеславянским временам.