GPS: 61.252579 , 46.639015
Монументальное здание в стиле сталинского ампира появилось в Котласе благодаря строительству Северо-Печорской железной дороги, начатому в 1940-е годы (с 1947 года дорога получила название Печорская железная дорога).
История этого строительства полна трагических событий. Железная дорога была возведена руками заключённых, преимущественно политических, а также спецпоселенцев и трудовых армейцев, работавших в крайне тяжёлых условиях. Работы ускорились в годы Великой Отечественной войны, так как магистраль была жизненно важна для обеспечения фронтовых нужд.
К 1942 году дорогу завершили, и для её эксплуатации потребовались рабочие кадры. В связи с этим в Котлас были переведены сотрудники Ленинградской железной дороги, так как в условиях блокады Ленинграда они не могли выполнять свои обязанности. Ситуация была критической, поэтому работники размещались во временных бараках и других неподготовленных помещениях.
После окончания Великой Отечественной войны ситуация постепенно стабилизировалась, и было принято решение построить новое здание для управления железной дорогой. Его строительство, проведённое с 1950 по 1954 год, снова осуществлялось с привлечением заключённых ГУЛАГа. К 1 мая 1954 года сотрудники смогли переехать в новое, комфортабельное здание. Оно стало одним из первых в Котласе, оборудованных центральной канализацией, водопроводом и паровым отоплением.
Однако история управления железной дорогой была недолгой: через шесть лет Печорская и пять других железных дорог были объединены в Северную железную дорогу, управление которой находилось в Ярославле. После этого здание было переоборудовано под школу-интернат, который размещался здесь в 1960 году. В процессе ремонта оригинальные интерьеры были утрачены, но архитектурный облик дома сохранился.
Здание представляет собой массивное трёхэтажное строение с горизонтальными объёмами и колоннадой, являющейся его основной архитектурной доминантой. На главном фасаде сохранилась надпись «Управление Печорской железной дороги», над которой размещена барельефная композиция с развевающимися знамёнами.
Между вторым и третьим этажами находятся медальоны с железнодорожной символикой. В настоящее время в здании размещается частное общеобразовательное учреждение под названием «РЖД лицей №1».