Ангарск — «дитя лагерной зоны»?

Время прочтения: мин.

Кто на самом деле построил Ангарск — комсомольцы-добровольцы или заключенные Китойлага?

История

Десятилетиями официальная пропаганда не без пафоса называла крупные промышленные центры Восточной Сибири, которые появились на карте СССР в советские годы, «стройками коммунизма» и «ударными комсомольскими стройками», подразумевая, что их возводили исключительно молодые добровольцы-энтузиасты. В числе таких городов был и Ангарск. Однако сегодня можно уверенно утверждать, что город нефтехимиков и сам химкомбинат были построены в значительной степени благодаря использованию подневольного труда заключенных Китойлага, учрежденного в 1947 году специально для решения этой задачи. Нелегкую лагерную тему, совершенно закрытую в советские годы и по-прежнему болезненную, много лет исследовал ангарский историк Юрий Владимирович Братющенко (1932–2008), автор книги «Ангарск как дитя лагерной зоны». Немало об этой странице истории Ангарска написал и старожил города, педагог и писатель Федор Тимофеевич Устюжанин (1929–2006).

Китойлаговцы за работой

Обратимся к цифрам — они хоть и разрозненны, но дают представление о явлении. По данным кадровой службы Управления строительства химкомбината, в 1953 году на ангарскую стройку прибыло около двух тысяч молодых вольнонаемных рабочих, в основном комсомольцев. Однако вскоре более тысячи рабочих покинули строящийся город — кто-то «дезертировал в другие организации», кто-то предпочел осваивать целину. В те же годы в Китойлаге, по сведениям его начальства, насчитывалось от 29,5 тысячи в 1954 году до без малого 17 тысяч заключенных в 1957 году, и лишь к началу 1960 года эта цифра упала до 11,6 тысячи.

Женщины за работой

Подразделения лагеря были разбросаны по всей огромной стройке — на промплощадке по берегам Ангары, в поселке Китой, на станции Суховская, в Усолье-Сибирском, на территории самого будущего Ангарска. Заключенные работали по 10–12 часов ежедневно, без каких-либо механизмов, при любой погоде. Они ютились в полуземлянках, юртах и бараках, и это при сибирских морозах! По всему междуречью, точно в гигантском муравейнике, находились десятки тысяч работающих людей.

Ограды из колючей проволоки с вышками по углам, лай овчарок, длинные колонны зэков, окрики конвоя — таким в памяти очевидцев запечатлелся рождавшийся Ангарск. Заключенные сооружали промышленные предприятия и электростанцию, прокладывали шоссейные дороги и подъездные пути, работали на заводах железобетонных изделий и бетонном комбинате, алебастровых и кирпичных заводах, возводили жилые дома, школы, столовые, магазины, трудились в сельском хозяйстве и на лесозаготовках.



Китойлаговцы за работой

Обо всех этих достижениях коммунистам Ангарска на партсобрании докладывал генерал-лейтенант МВД Семён Бурдаков — начальник Китойского исправительно-трудового лагеря и по совместительству Управления строительства № 16.



Семён Николаевич Бурдаков

В начале 1960-х годов Китойлаг прекратил свое существование, и Ангарск продолжил развиваться уже безо всякого использования подневольного труда.

Ангарский нефтехимический комбинат. 1977-1981 гг.

Все сказанное нисколько не умаляет трудового подвига гражданских первостроителей Ангарска. Трудно не согласиться с Юрием Братющенко: «Лагерное начало истории города не украшает его, но и не унижает».




Похожие истории

История зарождения Шатуры

Город Шатура появился благодаря строительству электростанции на торфе. Инженеры Радченко и Винтер сыграли ключевую роль в реализации этого проекта, который привёл к созданию не только электростанции, но и благоустроенного поселка, а затем и города.

Липецкие воды

Минеральные воды в Липецке были известны с начала XVIII века. По преданию, их открыл Петр Великий. Монарх лечился водами сам и другим велел cледовать его примеру. На этих источниках строили липецкие курорты.

Легенда о трёх соснах

В сентябре 2002 года в Димитровграде установлена стальная стела под названием «Три сосны», символизирующая город и его связь с природой. Скульптурная композиция, состоящая из трёх металлических конструкций, стилизованных под сосны, отражает местные легенды и историческое значение этих деревьев, которые также обозначают три района города и связаны с культурными традициями региона.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!