«Белый» мост «Европа — Азия» через Урал

Время прочтения: мин.

г. Оренбург

GPS: 51.753410 , 55.107056

Пешеходный мост через реку Урал «Европа — Азия» считается не только одним из самых красивых мест города, но и его визитной карточкой.

Несмотря на то что принятым в 1964 году решением XX Конгресса Международного географического союза граница между Европой и Азией проходит восточнее реки Урал, традиционно считается, что мост через Урал соединяет азиатскую и европейскую части Оренбурга. Это символизируют и установленные в центре моста две стелы — своеобразные пограничные столбы с гербом города и надписями: «Европа» на одной стеле и «Азия» — на другой.

Деревянный мост

Первый мост здесь был построен еще в 1835 году. Интересно, что в его проектировании принимал участие русский фольклорист, этнограф, военный врач и писатель Владимир Иванович Даль, автор всемирно известного «Толкового словаря живого великорусского языка». Это был деревянный, так называемый наплавной мост. Он не был постоянным, каждый год его убирали на зиму и устанавливали заново после окончания весеннего половодья. Затем наплавной мост заменили на свайный, тоже деревянный и тоже временный.


Портрет В. И. Даля

Деревянный мост через Урал 1966 г.

Деревянный мост через Урал 1966 г.

Вид на город с пешеходного моста через реку Урал 1970-1980 гг.

Проект висячего моста Шаталова

В 1982 году по проекту и по инициативе талантливого инженера-новатора Василия Васильевича Шаталова был построен первый постоянный мост через Урал. Это было уникальное по тем временам сооружение, возведенное в рекордно короткие сроки с применением новых производственных технологий и новаторских методов монтажа.



Василий Васильевич Шаталов Заслуженный строитель РСФСР, почетный гражданин г. Оренбурга

Строительство трехпролетного висячего моста системы «арфа» началось в 1980 году на левом берегу. Строить мост обычным способом на правом берегу было невозможно из-за слишком крутого берега. В результате было принято беспрецедентное решение — вторую половину моста строить на берегу, а затем монтировать части прямо над рекой.


Вид на город с пешеходного моста через реку Урал 1970–1980 гг.

Длина моста составляла 220 метров, а вес — около 900 тонн, однако подвесная конструкция выглядит легкой и изящной. Мост отличается необычной белизной — он покрашен белой, практически не подвергающейся коррозии эпоксидной эмалью. За это горожане часто называют его Белым, а журналисты на открытии сравнили его с белой птицей, парящей над рекой. С «европейской» стороны мост оборудован красивым лестничным спуском к воде. Отсюда открываются живописные виды с одной стороны на Зауральную рощу, с другой — на набережную и город. В темное время суток мост подсвечивается специальными фонарями. Это одно из любимых прогулочных мест горожан и туристов.


Пешеходный мост Европа–Азия

Пешеходный мост Европа–Азия

Похожие места

Музей истории города Волхова («Дом Графтио»). Дом автора проекта Волховской ГЭС

Дом начальника ГЭС в Волхове в 1969 году передали под музей городской истории. Его коллекция насчитывает 11 тысяч экспонатов, посвященных строительству ГЭС, участию в снабжении блокадного Ленинграда.

Набережная реки Хопер — пешеходная зона длиной в квартал

Хопер – самый крупный левый приток реки Дон. В конце 2019 года в центре города была открыта обновленная и просторная набережная.

Здание ГГТУ, бывшая богадельня имени Т. С. Морозова

Вдова Морозова в память о погибшем супруге пожертвовала деньги на строительство богадельни. Там принимали нетрудоспособных христиан, позже — осиротевших детей работников. Сейчас это здание ГГТУ.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!