Боданинский Усеин

Время прочтения: мин.

Усеин Боданинский — выдающийся крымскотатарский художник и искусствовед. Он был инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма.

История

Художник, искусствовед, историк, организатор музейного дела и народного образования, Усеин Боданинский происходил из интеллигентной крымскотатарской семьи. Рано обнаружив художественные способности, он обучался в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве. После его окончания Боданинский работал преподавателем рисования в коммерческом училище Симферополя и руководителем одной из строгановских художественно-промышленных школ для детей в Московской губернии, а также занимался оформительской работой в Санкт-Петербурге.

Строгановское училище. Конец XIX - начало XX в.

В начале ХХ века он выезжал для творческих стажировок в Стамбул, Париж, Мюнхен и Дрезден, обучался живописи в Италии. В годы Первой Мировой войны Усеин вернулся в Крым, где застал революционные события. По предложению Временного мусульманского исполнительного комитета художник в 1917 году занял должность директора только что созданного на базе Ханского дворца Национального музея. Он стал фактически основателем Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Крымскотатарское жилище

Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Фрагменты надгробных плит, из них 2 — с чалмой

Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Лошадь, на которую поставлено 2 тамги. Ниже — надгробный памятник с арабской надписью



Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Деревня Гунгут. Саркофаг

Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Надгробие в виде круглой стеллы с надписями

Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Крымскотатарское жилище

Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Фрагменты надгробных плит, из них 2 — с чалмой

Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Лошадь, на которую поставлено 2 тамги. Ниже — надгробный памятник с арабской надписью



Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Деревня Гунгут. Саркофаг

Руководил Боданинский музеем и при его воссоздании советской властью, одновременно возглавляя с 1922 года и Бахчисарайский отдел секции охраны памятников истории и искусства (ОХРИС) Крымской АССР. Как искуствовед и историк он стал инициатором исследования и спасения многих рукописей, памятников архитектуры, археологии и крымскотатарского искусства в Бахчисарае и в других городах Крыма. Им написаны десятки статей по проблемам крымскотатарской истории, этнографии, крымского краеведения.

Надгробие в виде круглой стеллы с надписями

Множество усилий Боданинский приложил к делу организации бахчисарайской художественно-промышленной школы, преобразованной в 1927 году в Бахчисарайский кустарный художественно-промышленный техникум народов Востока.

Татарский художественно-промышленный техникум в Бахчисарае. Мастерская вышивальщиц. 1927 г.

В 1934 году, заподозренный в буржуазном национализме, он был отстранён от заведования музеем. Попытки Усеина Боданинского спастись от преследований, найдя работу художника-декоратора в Москве или Тбилиси, не увенчались успехом. В 1937 году его арестовали по сфабрикованному делу крымскотатарских буржуазных националистов. Боданинского расстреляли в 1938 году в Симферополе вместе с 16 другими выдающимися представителями национальной культуры крымских татар.

Выставка, посвященная У. Боданинскому

Похожие личности

Нина Александровна Жданова

Заслуженный учитель РСФСР

Холопов Виктор Михайлович

Советский и российский хозяйственный деятель, директор Кондопожского ЦБК в 1955–1982 годах.

Николай Николаевич Асеев

Советский поэт, переводчик и сценарист, деятель русского футуризма.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!