Дагестанские ковры в экспозиции Музея ковра и декоративно-прикладного искусства

Время прочтения: мин.

Ковроткачество — уникальное явление культуры, в нем отражаются тысячелетние традиции дагестанских народов. В центре Дербента находится церковь Святого Всеспасителя, где расположен Музей ковра

История

В центре Дербента находится величественное здание армянской церкви Святого Всеспасителя, где сегодня расположен действующий Музей ковра и декоративно-прикладного искусства. Здесь представлена богатая коллекция ковров ручной работы.



Музей ковров в здании армянской церкви.

В музее можно полюбоваться уникальными предметами традиционных дагестанских промыслов, среди которых особое место занимают ковры. Наиболее известны из них южно-дагестанские ковры XIX века, которые по сложности рисунка, качеству плетения и другим показателям не уступают знаменитым персидским коврам.

Ковроткачество — уникальное явление культуры, в нем отражаются тысячелетние традиции дагестанских народов. Дагестанские ковры выполнялись преимущественно в двух техниках: с ворсом — такое производство было наиболее распространено на юге Дагестана; и гладкие двусторонние. В XIX веке ковроткачество стало поистине массовым промыслом в Дагестане: к концу века около 40 тысяч женщин изготавливали ковры только на продажу, домашний ковровый промысел был распространен еще шире.

Без преувеличения можно сказать, что в дореволюционном Дагестане ткали ковры едва ли не в каждом доме. Насчитывались десятки традиционных ковровых узоров. Эти традиции сохранились и в XХ веке. Дагестанские ковры были представлены на международных выставках в 1938, 1958, 1967 годах и получали золотые медали.

Экспозиция в церковном пространстве выглядит необычно: ковры ручной работы развешаны по стенам и колоннам церкви, на алтарном выступе размещен ковровый станок. В музее представлены и традиционные мусульманские молитвенные коврики — намазлык. В них основной узор — растительный орнамент, изображение древа жизни, ваз с цветами. Эти картины тесно связаны с образом рая в исламе как цветущего сада, увитого растениями, пронизанного журчащими ручьями

Музейная экспозиция состоит из пяти разделов, каждый из них посвящен отдельным видам ремесел и промыслов, распространенных в Дербенте и Дагестане в XIX–XX веках. Здесь можно увидеть выполненные мастерами керамические предметы, изделия из драгоценных металлов (серебряной чеканки), медную посуду, деревянные изделия. Но основной тон выставке придает все же выставка ковров ручной работы.




Похожие истории

Картина «Экстаз (Коми язычники)» художника В. Г. Игнатова

Полотно 1981 года народного художника Республики Коми Василия Георгиевича Игнатова (1922–1998) «Экстаз» находится в коллекции Национальной галереи Республики Коми. Картина отличается оригинальностью по сюжету и по материалу — написана темперой по оргалиту.

Вокзал Ступино

Железная дорога в Ступино появилась в 1900 году и связала Москву и Каширу. Вокзал возвели спустя три года, а в 1930-х деревянное здание перестроили в современное, сочетающее классицизм со сталинским ампиром.

Муромское восстание 1918 года

Муромской восстание 1918 года было организовано антисоветским Союзом защиты Родины и Свободы под руководством Николая Сахарова. Главной целью восстания было возвращение власти Учредительного собрания
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!