Дагестанские ковры в экспозиции Музея ковра и декоративно-прикладного искусства

Время прочтения: мин.

Ковроткачество — уникальное явление культуры, в нем отражаются тысячелетние традиции дагестанских народов. В центре Дербента находится церковь Святого Всеспасителя, где расположен Музей ковра

История

В центре Дербента находится величественное здание армянской церкви Святого Всеспасителя, где сегодня расположен действующий Музей ковра и декоративно-прикладного искусства. Здесь представлена богатая коллекция ковров ручной работы.



Музей ковров в здании армянской церкви.

В музее можно полюбоваться уникальными предметами традиционных дагестанских промыслов, среди которых особое место занимают ковры. Наиболее известны из них южно-дагестанские ковры XIX века, которые по сложности рисунка, качеству плетения и другим показателям не уступают знаменитым персидским коврам.

Ковроткачество — уникальное явление культуры, в нем отражаются тысячелетние традиции дагестанских народов. Дагестанские ковры выполнялись преимущественно в двух техниках: с ворсом — такое производство было наиболее распространено на юге Дагестана; и гладкие двусторонние. В XIX веке ковроткачество стало поистине массовым промыслом в Дагестане: к концу века около 40 тысяч женщин изготавливали ковры только на продажу, домашний ковровый промысел был распространен еще шире.

Без преувеличения можно сказать, что в дореволюционном Дагестане ткали ковры едва ли не в каждом доме. Насчитывались десятки традиционных ковровых узоров. Эти традиции сохранились и в XХ веке. Дагестанские ковры были представлены на международных выставках в 1938, 1958, 1967 годах и получали золотые медали.

Экспозиция в церковном пространстве выглядит необычно: ковры ручной работы развешаны по стенам и колоннам церкви, на алтарном выступе размещен ковровый станок. В музее представлены и традиционные мусульманские молитвенные коврики — намазлык. В них основной узор — растительный орнамент, изображение древа жизни, ваз с цветами. Эти картины тесно связаны с образом рая в исламе как цветущего сада, увитого растениями, пронизанного журчащими ручьями

Музейная экспозиция состоит из пяти разделов, каждый из них посвящен отдельным видам ремесел и промыслов, распространенных в Дербенте и Дагестане в XIX–XX веках. Здесь можно увидеть выполненные мастерами керамические предметы, изделия из драгоценных металлов (серебряной чеканки), медную посуду, деревянные изделия. Но основной тон выставке придает все же выставка ковров ручной работы.




Похожие истории

Сызранская икона

Сызранская икона впитала черты, характерные для всех старообрядческих иконописных школ. В 1930-х годах иконописцев репрессировали, «сызранская манера» пресекалась. Возрождение ее началось в постсоветскую эпоху.

Город, родившийся дважды

В России датой основания Астрахани считается 1558 год, когда была заложена русская крепость. Однако известно, что значительное поселение в черте современной Астрахани существовало уже в середине XIII века.

Оборона Кинешмы от польско-литовских интервентов в период Смутного времени

В 1609 году Кинешма, верная царю Василию Шуйскому, подверглась нападению польско-литовских интервентов под командованием Александра Юзефа Лисовского. Три сражения с ними оказались неудачными для кинешемских ополченцев, и город был разрушен. Его уцелевшие жители в 1612 году присоединились к ополчению Минина и Пожарского, освободившему Москву, а память о защитниках увековечена в городе часовнями и памятниками.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!