История появления в Сыктывкаре железной дороги

Время прочтения: мин.

Проекты строительства железной дороги в Сыктывкаре выдвигали с XIX века, однако происходящие в стране события во многом отдалили ее появление. Первый пассажирский поезд прибыл в город в 1961 году

Историческая справка

22 января 1961 года в Сыктывкар прибыл первый пассажирский поезд. Это было знаменательное событие, которого город ждал долгие годы.

Сыктывкарский вокзал

Первые планы

В 1843 году в России начали строить первую железную дорогу с регулярным движением по маршруту Санкт-Петербург — Москва. Спустя несколько лет, в 1846 году, вятский губернатор предложил построить железнодорожную магистраль от Вятки до села Ношуль, которое находилось на волоке, соединявшем бассейны Волги и Северной Двины. Сейчас это село находится на территории Республики Коми, таким образом республика могла бы оказаться среди пионеров железнодорожного сообщения в России. Однако в Петербурге эта идея не встретила поддержки. 



В последующие годы предпринимателями, учеными и местными властями было предложено несколько проектов строительства железнодорожных линий в Печорском крае. В 1910-х годах российское правительство разрешило построить железнодорожную ветку от станции Усолье в Чердынском уезде до села Троицко-Печорск с ответвлением на Ухту. В перспективе планировалось продлить эту железную дорогу до Усть-Нема. Это позволило бы связать воедино бассейны Камы, Печоры и Вычегды, что привело бы к оживлению хозяйственной жизни на северо-востоке европейской части России. Впрочем, и в этом случае железная дорога прошла бы далеко от Усть-Сысольска (будущего Сыктывкара). Строительство железной дороги от Усолья на север было прервано в связи с событиями революции и Гражданской войны, а к началу 1920-х годов недостроенная железная дорога была заброшена окончательно.

 

Общий вид железнодорожного полотна

Советские стройки — в обход Сыктывкара

В первые годы советской власти также выдвигались проекты строительства железной дороги в Коми. Наконец, В 1929 году ветка от Усть-Сысольска (с 1930 года — Сыктывкара) до станции Пинюг на уже существующей железной дороге Вятка — Котлас была включена в план первой пятилетки. Для сооружения железной дороги в несколько сот километров путей требовалась значительная рабочая сила, и было решено привлечь заключенных Северного лагеря (Севлаг) ОГПУ особого назначения.


Схема возведения железной дороги возле Сыктывкара

Железнодорожное строительство для ускорения началось сразу с двух сторон — от Усть-Сысольска и от Пинюга. В 1931 году в Москве было принято решение сконцентрировать все ресурсы на строительстве Беломоро-Балтийского канала, поэтому заключенных Севлага передислоцировали в Карелию. К этому моменту дорога на Усть-Сысольск была построена примерно на треть — в лесах прорубили просеки, на половине участков отсыпали насыпь, местами соорудили мосты и начали завозить рельсы и шпалы. Некоторое время руководство Коми пыталось продолжать строительство своими силами, но работа продвигалась медленно, и в 1937 году проект был закрыт. 



Заключенные на строительстве железной дороги Пинюг–Сыктывкар. 1930-е гг.

В 1937 году Совнарком утвердил строительство железной дороги Котлас — Воркута. Завершить эту магистраль предполагалось к 1942 году, начавшаяся Великая Отечественная война заставила ускорить строительство. После захвата неприятелем Донбасса в первые месяцы войны, важность воркутинского угля для центральных и северных регионов СССР резко возросла, поэтому ввести новую железную дорогу в эксплуатацию требовалось как можно быстрее.


Заключенные на строительстве железной дороги Пинюг–Сыктывкар. 1930-е гг.

Для ускорения работ были демонтированы некоторые конструкции недостроенного Дворца Советов, которые были перевезены из Москвы в Коми АССР. Ради срочного строительства железнодорожного моста через Печору был разобран и перевезен на Северо-Печорскую железную дорогу один из мостов через канал Москва — Волга. В результате этих мер уже 28 декабря 1941 года в Воркуту прибыл первый поезд. Поскольку главной задачей Северо-Печорской железной дороги была оперативная транспортировка воркутинского угля, магистраль максимально спрямили, и она прошла мимо Сыктывкара — в 80 километрах от города.

 

Строительство Северо–Печорской ж/д, 1929 г. Карта. Музей города г. Микунь

Долгожданное появление поезда

Только в 1950-е годы председатель Совета Министров Коми АССР, местный уроженец Зосима Васильевич Панаев сумел добиться начала строительства железнодорожной ветки от Сыктывкара до станции Микунь Печорской (Северной) железной дороги. В конце 1960 года в Сыктывкар пришел первый товарный поезд, а 22 января 1961 года — пассажирский. Первыми пассажирами стали рабочие, возводившие железнодорожные мосты через реки Вымь и Вычегду на линии Сыктывкар — Микунь. 




Похожие истории

Дмитрий Геннадьевич Новоселов и Андрей Алексеевич Туркин

В городском Сквере Славы рядом с бюстами девяти героев Советского Союза установлены и бюсты двух героев современной России: Дмитрия Новоселова и Андрея Туркина.

Липские железоделательные заводы. Создание флота

Еще до образования современного Липецка в XVIII веке на берегу реки Липовки строили железоделательные заводы, снабжавшие металлом императорский флот. Из железа делали пушки, ядра для них и якоря.

Династия Коншиных

До революции Серпухов славился своими династиями купцов-меценатов. Одна из таких династий — текстильные промышленники Коншины. Без них невозможно представить историю Серпухова. За свою деятельность на благо города они получили звание потомственных почетных граждан Серпухова.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!