Дом И. Г. Тихомирова

Время прочтения: мин.

Ивановская область, г. Кинешма, ул. Советская, д. 1/2

GPS: 57.443736 , 42.168798

На углу Советской и Рылеевской улиц расположен трёхэтажный особняк в стиле классицизма с элементами модерна, построенный для купца Алексея Ивановича Поленова в середине XIX века. После пожара в 1890 году здание было отремонтировано Иваном Григорьевичем Тихомировым, который в начале XX века добавил пристройку и использовал первый этаж для магазинов, а верхние этажи — для купеческого клуба; в настоящее время второй и третий этажи здания – жилые, а на первом этаже размещены коммерческие помещения.

История

На пересечении Советской и Рылеевской улиц, ранее известных как Большая Покровская и Благовещенская, находится примечательный трёхэтажный особняк, выполненный в стиле классицизма. В этом здании привлекает внимание большой балкон над входом, украшенный узорной кованой решёткой, и наличники окон второго этажа, завершающиеся треугольными и полукруглыми фронтонами. Одна из примечательных особенностей постройки — угловая краснокирпичная пристройка в стиле модерн, над которой возвышается крыша причудливой формы. Балконы второго и третьего этажей украшены чугунными решётками, придающими зданию оригинальный и изысканный вид.

Благовещенская улица в Кинешме. 1900–1910-е гг.

Строительство этого дома началось в середине XIX века по заказу купца первой гильдии Алексея Ивановича Поленова. Первоначально на первом этаже здания размещался магазин. В 1850 году Алексей Иванович Поленов принимал в своём доме высоких гостей города — великих князей Николая и Михаила Николаевичей, сыновей Николая I.

Великий князь Николай Николаевич младший. 1900-е гг.

Великий князь Михаил Николаевич. 1862 г.

В 1890 году особняк сильно пострадал от большого пожара, охватившего центральную часть города. После этого здание приобрёл лесопромышленник и фабрикант Иван Григорьевич Тихомиров. Новый владелец провёл капитальный ремонт и в 1908 году расширил здание, добавив пристройку по проекту архитектора Кошталя. В этой обновлённой постройке первый этаж продолжал использоваться как торговое помещение, а на верхних этажах разместился купеческий клуб.

Иван Григорьевич Тихомиров был выходцем из семьи крепостных крестьян и в молодости работал ямщиком. Ходили легенды о том, что его состояние началось с чемодана с деньгами, украденного его женой у генерала. Ходили слухи, что Тихомиров завёз его в свою избу, чтобы согреться в ненастную погоду, а затем ограбил. Сам Тихомиров рассказывал, что обменял свою тройку лошадей на рощу, принадлежавшую помещику, которого он возил. В дальнейшем он начал скупать разорившиеся после отмены крепостного права имения в богатом лесом левобережном Заволжье. В усадьбе Богоявленское (современный город Заволжск) он организовал лесопильный завод, где перерабатывался лес, вырубленный на приобретённых землях, и затем продавался по высокой цене. В 1901 году здесь начала работу прядильная фабрика, позже преобразованная в прядильно-ткацкую фабрику. Тихомиров стал одним из прототипов героев-дельцов из пьес А. Н. Островского «Лес», «Волки и овцы» и «На бойком месте».

Сцена из спектакля «Волки и овцы» по пьесе А. Н. Островского. 1932–1933 гг.

С начала 1920-х годов до постройки нового почтамта в 1931 году в здании Тихомирова размещались почта и телеграф. С 1930-х годов и до настоящего времени второй и третий этажи особняка используются как жилые помещения, в то время как на первом этаже продолжают работать магазины.

Дом купца И. Г. Тихомирова. 2022 г.

Похожие места

Водонапорная башня — еще один шедевр Шервуда

Башня из красного кирпича на белокаменном цоколе служила противопожарным водопроводом, а также каланчой и лошадиной поилкой. Сооружена в 1883 году по проекту Шервуда.

Земская управа. Функциональная достопримечательность

Памятник эпохи позднего классицизма, возведенный в XIX веке, по изначальному замыслу являлся главным домом городской дворянской усадьбы, но позднее был передан Галичской уездной земской управе.

Памятник Александру Ступину

Александр Ступин — основатель Арзамасской школы живописи. Он прошел тернистый путь, получил художественное образование в Петербурге и вернулся в Арзамас. За 45 лет выпускниками школы стало более 150 художников.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!