GPS: 50.987175 , 39.507916
Депо появилось в Лисках в 1871 году, одновременно с самой станцией. Депо — это здания, предназначенные для технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Паровоз серии О
В XIX веке эти постройки, называвшиеся «паровозными сараями», представляли собой примитивные дощатые сооружения, способные обслуживать не более восьми паровозов. Какие именно это были локомотивы, точно не известно. Во второй половине XIX века на линиях будущего акционерного общества Юго-Восточных железных дорог эксплуатировались паровозы серий «Т» французского завода Шнейдер, «НТ» завода Нельсон, а также локомотивы завода Гартман и Коломенского завода. В 1890-е годы парк пополнили паровозы серии «О», которые работали до середины ХХ века и за относительно малый размер и тихоходность полушутя именовались «овечками».
Депо железнодорожной станции Георгиу-Деж. 1970-е гг.
В 1930–1931 годах здания лискинского депо были перестроены в камне. На помощь слабосильным «овечкам» пришли быстроходные могучие «Феликсы» — паровозы серии «Ф». В послевоенные годы были построены новые ремонтные цеха, пункты водоснабжения, секция теплой промывки. В 1957 году в Лиски прибыл первый тепловоз серии ТЭЗ, а в 1966–1967 годах здесь появились и новые электровозы. В 1971 году локомотивное депо было награждено орденом «Знак Почета».
Орден «Знак Почета»
Идея создания музея депо возникла в 1964 году, и уже в 1967 году музей был открыт. Спустя 40 лет он переехал в просторное новое двухэтажное здание, которое занимает и поныне. В музее представлены путевые инструменты, образцы формы железнодорожников разных эпох, старые телеграфные и телефонные аппараты, а также стенды, посвященные машинистам, награжденным знаком «Лучший машинист ЮВЖД». Экспозиция музея непрерывно пополняется.
Источник: © Воронежский исторический форум
Источник: © Социальная сеть «Одноклассники»
Источник: © Проект «Арсенал-Инфо.рф»
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © Официальный портал ОАО «РЖД»