Курорты Кавминвод интенсивно развивались с 1820-х годов. Они принимали все больше посетителей, но добираться до мест отдыха и лечения по-прежнему приходилось на повозках. В начале 1870-х годов барон Рудольф Васильевич Штейгель, возглавлявший Общество Владикавказской железной дороги, получил разрешение на строительство магистрали Владикавказ — Ростов-на-Дону, на которой запланировали и станцию Минеральные Воды.
Первые поезда пошли по этой дороге в 1875 году. Однако от Минеральных Вод до курортных поселков добираться по-прежнему приходилось по шоссе. Этот вопрос решили спустя еще два десятилетия. В 1892 году запланировали строительство отдельной железнодорожной ветки, чтобы связать Минеральные Воды с Кисловодском, Железноводском и Пятигорском. Весной — летом 1893 года последовательно ввели в эксплуатацию участки пути до Ессентуков, а затем и до конечной станции Кисловодск общей протяженностью более ста километров.
Железнодорожный вокзал в Минеральных водах. Вид с юго–запада. 1910 г.
Дорогу официально открыли в 1894 году. Одновременно со строительством путей на всех станциях возвели железнодорожные вокзалы и служебные постройки. На участке Минеральные Воды — Железноводск движение началось позже, в 1897 году, тогда же возвели железнодорожный вокзал Железноводска. Он сохранился по сей день и имеет статус памятника архитектуры.
Железнодорожный вокзал в Минеральных водах. Вид с запада. 1910–1913 гг.
В стране открытие железной дороги в Кавминводы встретили с большим воодушевлением. Пассажиропоток на этом участке в 1904–1913 годах возрос с шести до одиннадцати тысяч человек ежегодно. Большой вклад в развитие путей сообщения в крае внес директор Владикавказской железной дороги Иван Дмитриевич Иноземцев (1843–1913). На средства Владикавказской железной дороги в 1895 году возвели знаменитый Курзал в Кисловодске. Сегодня в здании располагается Северо-Кавказская государственная филармония имени Василия Ильича Сафонова.
Иноземцев Иван Дмитриевич – управляющий Владикавказской железной дороги в 1879–1908 гг. 1876 г.
В 1930-е годы дорогу электрифицировали, но на переменный ток линию перевели лишь в 2006 году. Во время немецкой оккупации 1942–1943 годов Минераловодская железнодорожная ветка была сильно повреждена, тяговые подстанции разрушены, оборудование уничтожено, сильно пострадали постройки, уничтожен вокзал города Ессентуки.
Полностью восстановить железнодорожное сообщение в регионе удалось лишь к лету 1944 года. После войны дорогу реконструировали: деревянные опоры заменили на металлические, возвели новые тяговые подстанции с большей мощностью. Старое здание вокзала в Минеральных Водах перестроили в 1950-е годы в ходе программы по восстановлению и обновлению курортов Кавминвод.
Новое здание вокзала в Минеральных водах. 1957 г.
Железнодорожный вокзал в Минеральных водах. 2010-е гг.
Вокзал выстроен в стиле сталинского ампира — с колоннадой и высокой башней, он украшен фонтанами и скульптурами. Сегодня Кисловодск — конечная железнодорожная станция региона. Постоянное железнодорожное сообщение город имеет с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Орском, Симферополем. На линиях Кисловодск — Краснодар и Кисловодск — Ростов-на-Дону курсируют скоростные поезда «Ласточка». Пригородные электропоезда соединяют Кисловодск с Железноводском, Минеральными Водами, Пятигорском, Лермонтовом.