Городская водонапорная башня

Время прочтения: мин.

г. Махачкала, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2

GPS: 43.003239 , 47.462650

Ранее водонапорная башня 1910 года постройки выполняла функцию заправки паровозов, но с появлением электропоездов надобность в ней отпала. Отреставрированное здание стало популярной смотровой площадкой.

История

Водонапорная башня для снабжения водой Петровской дистанции Владикавказской железной дороги была построена в 1910 году.

Она представляла собой сооружение цилиндрической формы, не лишенное определенных архитектурных достоинств. Высота башни составляла 12 метров. По ее круглому периметру были встроены два ряда окон: функциональных и декоративных. Верхние имели традиционную прямоугольную форму, а нижние украшали стрельчатые арки, походившие на решетчатые готические проемы.


Дата постройки водонапорной башни. Автор фото – Евгений Костин

На фасаде башни была выбита официальная эмблема ведомства путей сообщения — перекрещивающиеся топор и якорь. Внутри башни имелась каменная винтовая лестница, ведущая к так называемой рычажной комнате. Основная функция строения заключалась в заправке паровозов, использовавших тягловую силу. От нее к колонке протягивали гидравлический рукав и перекачивали воду.

Винтовая лестница городской водонапорной башни. Автор фото – Евгений Костин

Когда паровозы сменились электропоездами, необходимость в башне отпала, и в 1923-м ее закрыли. Сооружение долгое время использовалось в качестве сторожки и склада, десятилетиями пребывая в заброшенном состоянии. От разрушения башню спасали полутораметровые стены из дикого камня.


Окна водонапорной башни. Автор фото – Евгений Костин

В 1990-е башня перешла в частные руки. Ее реставрировали, добавив верхний этаж, на котором образовалась смотровая площадка с панорамным видом на море и город. Площадку обнесли изящными коваными ограждениями и установили над ней деревянный навес с художественной резьбой.

Лепнина водонапорной башни

Внутреннее помещение башни неоднократно перестраивали. Пространство поделили на несколько этажей. Стенам вернули их первозданный вид, обнажив каменную кладку. Когда как-то раз окна башни обклеили витражной пленкой, она добавила сооружению немного псевдоготического колорита.


Винтовая лестница городской водонапорной башни. Автор фото – Евгений Костин

Пережив второе рождение, старая водонапорная башня приобрела популярность среди горожан, по достоинству оценивших ее архитектурную и историческую ценность. С некоторых пор она функционирует как смотровая площадка: днем с нее открывается чудесный вид на старый город, море и горы, на корабли, прибывающие в гавань, а ночью посетителей завораживает мерцающий свет старого маяка. Жители Махачкалы считают башню своей местной достопримечательностью, чудом сохранившимся осколком далекой старины.


Окна водонапорной башни. Автор фото – Евгений Костин

Похожие места

Ялуторовский острог

Ялуторовский острог, восстановленный в 2009 году, стал центром притяжения туристов. Этот уникальный комплекс сочетает исторический антураж XVII века и интерактивные элементы, предлагая посетителям погрузиться в культуру первых русских поселенцев.

Невинномысский оросительный канал

В первой половине XX века Ставропольский край активно развивался, но испытывал нехватку воды в отдельных районах для орошения полей. Для решения этой проблемы был построен Невинномысский оросительный канал, который соединил реки Кубань и Егорлык.

Дом Пузыревского-Пузана

Дом Пузыревского-Пузана, построенный в начале XIX века, по праву считается одним из лучших образцов вологодского деревянного зодчества.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!