В 1738 году Ползунов-младший по просьбе отца был зачислен в школу при Екатеринбургском заводе. После успешного окончания курса словесной школы он в числе наиболее способных учеников был принят в «отделение арифметики», в котором изучал арифметику, геометрию, механику, пробирное дело, черчение, рисование, латынь и немецкий язык. В процессе обучения у молодого Ивана Ползунова сформировался интерес к инженерному делу, поэтому он продолжил обучение у главного механика уральских заводов Никиты Бахарева.
Ползунов Иван Иванович
В 1747 году в жизни механика Ползунова происходит важное событие. Начальник Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр, направлявшийся в Барнаул, отобрал на Урале горнозаводских служащих для подведомственных ему заводов. В их числе оказался и Ползунов. Однако на Алтае ему пришлось заниматься работами, не связанными с его научно-техническими и изобретательскими способностями, — он был смотрителем и учетчиком при плавильных печах, ведал организацией работы мастеровых, руководил строительными работами, выполнял разнообразные поручения горного начальства. К работе он относился очень ответственно, поэтому в 1759 году на него было возложено важное задание — доставка в Петербург каравана с золотом и серебром. В 1759 году Ползунову был присвоен первый обер-офицерский чин, дававший дворянские права.
Двухцилиндровая паровая машина Ползунова
В 1763 году Иван Ползунов совершил крупнейшее изобретение своего времени — разработал проект парового, или «огненного», двигателя. Его двигатель имел два цилиндра, а не один, как у предшественников, и мог работать без потребления гидравлической энергии.
Макет здания, в котором размещалась паровая машина Ползунова
Изобретение Ползунова позволяло вести переработку руды в горной местности, что сокращало транспортные издержки. Президент Берг-коллегии Иван Андреевич Шлаттер, сделав ряд принципиальных замечаний, дал высокую оценку проекту нового двигателя, предложив наградить изобретателя крупной по тем временам суммой в 400 рублей и присвоить ему чин капитан-поручика, повысив на две ступени в чиновной иерархии. Екатерина II утвердила предложение Шлаттера. Создание действующей паровой машины потребовало от Ползунова напряжения всех сил. 16 мая 1766 года гениальный изобретатель умер от чахотки — всего за несколько дней до пробного пуска своего детища.
Имя Ползунова носят Алтайский государственный технический университет, Колыванский камнерезный завод, улицы в Барнауле и в других городах.
Памятник И. И. Ползунову в Барнауле