Иван Иванович Ползунов

Время прочтения: мин.

Выдающийся русский изобретатель родился в Екатеринбурге в семье солдата Ивана Алексеевича Ползунова, происходившего из крестьян Туринского уезда. Место службы отца определило и выбор жизненного пути Ивана Ползунова — горнозаводское дело.

В 1738 году Ползунов-младший по просьбе отца был зачислен в школу при Екатеринбургском заводе. После успешного окончания курса словесной школы он в числе наиболее способных учеников был принят в «отделение арифметики», в котором изучал арифметику, геометрию, механику, пробирное дело, черчение, рисование, латынь и немецкий язык. В процессе обучения у молодого Ивана Ползунова сформировался интерес к инженерному делу, поэтому он продолжил обучение у главного механика уральских заводов Никиты Бахарева.


Ползунов Иван Иванович

В 1747 году в жизни механика Ползунова происходит важное событие. Начальник Колывано-Воскресенских заводов Андреас Беэр, направлявшийся в Барнаул, отобрал на Урале горнозаводских служащих для подведомственных ему заводов. В их числе оказался и Ползунов. Однако на Алтае ему пришлось заниматься работами, не связанными с его научно-техническими и изобретательскими способностями, — он был смотрителем и учетчиком при плавильных печах, ведал организацией работы мастеровых, руководил строительными работами, выполнял разнообразные поручения горного начальства. К работе он относился очень ответственно, поэтому в 1759 году на него было возложено важное задание — доставка в Петербург каравана с золотом и серебром. В 1759 году Ползунову был присвоен первый обер-офицерский чин, дававший дворянские права.

Двухцилиндровая паровая машина Ползунова

В 1763 году Иван Ползунов совершил крупнейшее изобретение своего времени — разработал проект парового, или «огненного», двигателя. Его двигатель имел два цилиндра, а не один, как у предшественников, и мог работать без потребления гидравлической энергии.

Макет здания, в котором размещалась паровая машина Ползунова

Изобретение Ползунова позволяло вести переработку руды в горной местности, что сокращало транспортные издержки. Президент Берг-коллегии Иван Андреевич Шлаттер, сделав ряд принципиальных замечаний, дал высокую оценку проекту нового двигателя, предложив наградить изобретателя крупной по тем временам суммой в 400 рублей и присвоить ему чин капитан-поручика, повысив на две ступени в чиновной иерархии. Екатерина II утвердила предложение Шлаттера. Создание действующей паровой машины потребовало от Ползунова напряжения всех сил. 16 мая 1766 года гениальный изобретатель умер от чахотки — всего за несколько дней до пробного пуска своего детища.

Имя Ползунова носят Алтайский государственный технический университет, Колыванский камнерезный завод, улицы в Барнауле и в других городах.  

Памятник И. И. Ползунову в Барнауле

Похожие личности

Алексей Максимович Каледин — атаман и лидер

Алексей Максимович Каледин (1861–1918) Генерал от кавалерии, герой Первой мировой войны, Донской наказной атаман, один из организаторов и лидеров Белого движения

Сергей Семёнович Бирюзов

Выдающийся советский военачальник, Маршал Советского Союза и Герой Советского Союза. Прошёл путь от командира взвода до начальника Генерального штаба и первого заместителя министра обороны СССР.

Александр Гаврилович Селезнев

Старший сержант, помощник командира взвода.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!