Железнодорожная станция Ряжск-I: вокзал XIX века с чугунными колоннами

Время прочтения: мин.

Рязанская обл, г. Ряжск, улица Вокзальная, дом 1

GPS: 53.708261 , 40.103947

Ряжск — крупный железнодорожный узел, где пересекается несколько направлений. В городе находятся две железнодорожные станции: Ряжск-I и Ряжск-II.

История

О строительстве железной дороги, которая должна была пройти через Ряжск, задумались еще в 1856 году. В 1859 году было организовано акционерное общество Московско-Саратовской железной дороги с капиталом в 45 миллионов рублей. Но оно не справилось со взятыми на себя обязательствами и в 1862 году обанкротилось. В 1865 году строительство на участке от Рязани до Козлова (198 верст) поручили Павлу Григорьевичу фон Дервизу, до этого с лучшей стороны зарекомендовавшему себя при сооружении дороги от Коломны до Рязани. 


Павел Григорьевич фон Дервиз

Строительство началось в 1865 году, а к осени 1866 года уже было закончено. 4 сентября 1866 года открылось движение поездов по маршруту Рязань — Ряжск — Козлов (ныне — Мичуринск). Тогда построили только одну железнодорожную колею. Эта дорога была проложена там, где ранее проходил гужевой путь — Астраханский тракт. Теперь перевозка грузов осуществлялась быстрее и с меньшими затратами. Постоянно возраставший спрос на перевозки заставил в 1870 году проложить второй путь, что значительно увеличило пропускную способность дороги. 

Для обслуживания путей в Ряжске построили паровозное депо на 10 стойл. В 1870–1872 годах в городе возвели газовый завод. Газ, который на нем вырабатывался из угля, шел на освещение вокзала, платформ, мастерских и паровозного депо. В 1915 году завод переоборудовали в электростанцию. 


Железнодорожный вокзал Ряжск-1

Здание вокзала, предназначавшееся для обслуживания пассажиров, было построено по типовому проекту. С некоторыми переделками оно функционирует и в наши дни, так что и сейчас можно полюбоваться его старинными массивными чугунными колоннами. Станция знаменита еще и тем, что на ней с 1875 по 1877 год старшим конторщиком работал ученый-селекционер Иван Владимирович Мичурин. Об этом напоминает памятная доска на стене вокзала. Сегодня Ряжск-I считается узловой железнодорожной станцией второго класса Московской железной дороги.


Железнодорожный вокзал Ряжска. 1903-1910 гг.

В 1866 году приняли решение построить железную дорогу, соединяющую Ряжск с Моршанском. Ее запустили уже 28 ноября 1867 года. В городе появилась станция Ряжск-II. В конце 1878 года заработала еще одна дорога — Ряжско-Скопинская. Позднее она получила название Сызрано-Вяземской. Ряжск превратился в крупный железнодорожный узел. В 1897 году обслуживанием железнодорожного транспорта в городе занималось 523 человека. Грузоперевозки, в первую очередь хлеба, постоянно росли. Для хранения зерна в городе возвели элеватор на 300 тысяч пудов. Потребность в квалифицированных рабочих руках привела к открытию в 1883 году Железнодорожного училища на 200 человек, где готовили паровозных машинистов и их помощников. Туда принимали окончивших двуклассные или церковноприходские школы детей железнодорожных служащих. Обучение было платным. От оплаты освобождались только дети, родители которых зарабатывали в год менее 300 рублей.


Деревянный вокзал на станции Ряжск-2

Железная дорога прошла в некотором отдалении от города, поэтому не оказала существенного влияния на его планировку. Однако для обслуживания перевозок вокруг двух станций вскоре возник целый городок с мастерскими, служебными и складскими помещениями, домами служителей, церковью, построенной в 1898 году, и водонапорной башней. Многие из этих строений сохранились до нашего времени. Уже в советский период здесь появился парк Железнодорожников и еще одно депо, открытое в 1935 году.

Строительство железной дороги благотворно повлияло на жизнь города. В нем стали возникать новые промышленные предприятия, развивалась торговля, улучшались условия жизни горожан. В Ряжске не забывают о роли железной дороги в истории города. Рядом с вокзалом Ряжск-I на вечную стоянку поставлен паровоз. В самом вокзале в 2006 году, к 140-летию сооружения дороги, организовали железнодорожный музей.


Похожие места

Историческая справка о железнодорожной станции Кондопога

История станции Кивач связана со строительством Мурманской железной дороги в 1916 году и её последующими перемещениями. Во время Великой Отечественной войны станция оказалась в центре ожесточённых боёв и оккупации, но после освобождения началось восстановление железнодорожного сообщения и вокзала, а к 2023 году он был полностью отремонтирован.

Белорусский вокзал

Белорусский вокзал — ключевой железнодорожный узел для электричек и поездов дальнего следования, в том числе международных. Он сыграл важную роль в двух мировых войнах, став местом, откуда солдаты отправлялись на фронт.

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Старое здание вокзала напоминало средневековый замок, однако в начале 1970-х годов возвели новый, уже двухэтажный вокзал. Сегодня это сквозная станция для поездов из разных регионов на пути в Кисловодск.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!