GPS: 53.708261 , 40.103947
О строительстве железной дороги, которая должна была пройти через Ряжск, задумались еще в 1856 году. В 1859 году было организовано акционерное общество Московско-Саратовской железной дороги с капиталом в 45 миллионов рублей. Но оно не справилось со взятыми на себя обязательствами и в 1862 году обанкротилось. В 1865 году строительство на участке от Рязани до Козлова (198 верст) поручили Павлу Григорьевичу фон Дервизу, до этого с лучшей стороны зарекомендовавшему себя при сооружении дороги от Коломны до Рязани.
Павел Григорьевич фон Дервиз
Строительство началось в 1865 году, а к осени 1866 года уже было закончено. 4 сентября 1866 года открылось движение поездов по маршруту Рязань — Ряжск — Козлов (ныне — Мичуринск). Тогда построили только одну железнодорожную колею. Эта дорога была проложена там, где ранее проходил гужевой путь — Астраханский тракт. Теперь перевозка грузов осуществлялась быстрее и с меньшими затратами. Постоянно возраставший спрос на перевозки заставил в 1870 году проложить второй путь, что значительно увеличило пропускную способность дороги.
Для обслуживания путей в Ряжске построили паровозное депо на 10 стойл. В 1870–1872 годах в городе возвели газовый завод. Газ, который на нем вырабатывался из угля, шел на освещение вокзала, платформ, мастерских и паровозного депо. В 1915 году завод переоборудовали в электростанцию.
Железнодорожный вокзал Ряжск-1
Здание вокзала, предназначавшееся для обслуживания пассажиров, было построено по типовому проекту. С некоторыми переделками оно функционирует и в наши дни, так что и сейчас можно полюбоваться его старинными массивными чугунными колоннами. Станция знаменита еще и тем, что на ней с 1875 по 1877 год старшим конторщиком работал ученый-селекционер Иван Владимирович Мичурин. Об этом напоминает памятная доска на стене вокзала. Сегодня Ряжск-I считается узловой железнодорожной станцией второго класса Московской железной дороги.
Железнодорожный вокзал Ряжска. 1903-1910 гг.
В 1866 году приняли решение построить железную дорогу, соединяющую Ряжск с Моршанском. Ее запустили уже 28 ноября 1867 года. В городе появилась станция Ряжск-II. В конце 1878 года заработала еще одна дорога — Ряжско-Скопинская. Позднее она получила название Сызрано-Вяземской. Ряжск превратился в крупный железнодорожный узел. В 1897 году обслуживанием железнодорожного транспорта в городе занималось 523 человека. Грузоперевозки, в первую очередь хлеба, постоянно росли. Для хранения зерна в городе возвели элеватор на 300 тысяч пудов. Потребность в квалифицированных рабочих руках привела к открытию в 1883 году Железнодорожного училища на 200 человек, где готовили паровозных машинистов и их помощников. Туда принимали окончивших двуклассные или церковноприходские школы детей железнодорожных служащих. Обучение было платным. От оплаты освобождались только дети, родители которых зарабатывали в год менее 300 рублей.
Деревянный вокзал на станции Ряжск-2
Железная дорога прошла в некотором отдалении от города, поэтому не оказала существенного влияния на его планировку. Однако для обслуживания перевозок вокруг двух станций вскоре возник целый городок с мастерскими, служебными и складскими помещениями, домами служителей, церковью, построенной в 1898 году, и водонапорной башней. Многие из этих строений сохранились до нашего времени. Уже в советский период здесь появился парк Железнодорожников и еще одно депо, открытое в 1935 году.
Строительство железной дороги благотворно повлияло на жизнь города. В нем стали возникать новые промышленные предприятия, развивалась торговля, улучшались условия жизни горожан. В Ряжске не забывают о роли железной дороги в истории города. Рядом с вокзалом Ряжск-I на вечную стоянку поставлен паровоз. В самом вокзале в 2006 году, к 140-летию сооружения дороги, организовали железнодорожный музей.
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal
Источник: © Проект «phonoteka.org»
Источник: © Cетевое сообщество LiveJournal