Павелецкий вокзал

Время прочтения: мин.

г. Москва, Павелецкая площадь, 1Ас1

GPS: 55.729747 , 37.639464

Был построен в Москве к 1900 году. Свое название он получил от села Павелец Рязанской губернии.

История

В современном поселке городского типа Павелец живет чуть более двух тысяч человек. Вокзал назвали в честь совсем небольшого поселения, потому что железная дорога от него соединила Москву с уже существовавшей к тому времени крупнейшей сетью Общества Рязанско-Уральской железной дороги. А местом этого соединения и стала станция Павелец рядом с одноименным селом.

Карта линий Общества Рязанско-Уральской железной дороги. 1912-1913 гг.

Рязанско-Уральская железная дорога ведет свою историю с 1865 года, когда после завершения ветки от Москвы до Рязани было образовано Общество Рязанско-Козловской железной дороги. Оно возвело магистраль от Рязани до Козлова (ныне — Мичуринск), которую затем продлили до Тамбова и Саратова. С прокладкой железнодорожного пути до Уральска (ныне — Орал, Республика Казахстан) компания с 1892 года стала называться Обществом Рязанско-Уральской железной дороги. 

Облигации Рязанско-Козловской железной дороги

Эта магистраль, которая протянулась от Смоленска на северо-западе до Уральска и Астрахани на юго-востоке, и примыкающие к ней ветки создавали экономически важную железнодорожную сеть в хлебородном черноземном и степном регионе. Поэтому соединение с Москвой отдельной магистралью имело важное значение для Москвы, Черноземья и Нижнего Поволжья.


Рязанско-Уральская железная дорога. 1890 г.

Для вокзала было выбрано удобное место — на Садовом кольце. Ближе Павелецкого был только Курский вокзал, расположившийся также на этой важной кольцевой магистрали Москвы. Земля здесь была недорогая из-за заболоченности, а поскольку вокзал находился на правом берегу Москвы-реки, не нужно было строить мост через эту водную преграду, что было выгодно железнодорожной компании.


Павелецкий вокзал. До 1904 г.

Здание вокзала отличалось высоким по меркам того времени уровнем комфорта: с большими окнами, просторными залами, удобным подъездом. В 1980-е годы его реконструировали, вокзал стал еще больше и комфортнее и вмещал уже до десяти тысяч человек. В здание была встроена станция метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии — пассажирам стало намного удобнее попадать на вокзал.


Реконструкция Павелецкого вокзала. 1985 г.

Какое-то время Павелецкий вокзал называли также Саратовским, и на дореволюционных картах Москвы можно встретить и то, и другое название. Но после революции за ним окончательно закрепилось имя Павелецкий. Сейчас от него отходят поезда дальнего следования до Астрахани, Саратова, Адлера, Владикавказа, Кисловодска и других городов Поволжья и Северного Кавказа. Пригородные поезда идут в южные и юго-восточные районы Подмосковья. Аэроэкспрессы доставляют пассажиров в международный аэропорт Домодедово.


Павелецкий вокзал. 1947 г.

При строительстве вокзала перед ним спланировали достаточно большую площадь, куда подходили рельсовые пути конно-железной дороги, а вскоре и трамвая. Одно время прямо напротив вокзала был Зацепский рынок. В 2021 году наконец реконструировали Павелецкую площадь, и теперь на ней разбит ландшафтный парк, а под ним разместился многоуровневый торгово-развлекательный центр «Павелецкая Плаза».


Зацепский рынок. 1932 г.

Рядом с Павелецким вокзалом расположился Музей Московской железной дороги. Его история началась с траурного события, состоявшегося на вокзале 23 января 1924 года. В этот день сюда прибыл поезд с телом умершего в подмосковных Горках Владимира Ильича Ленина. В память об этом в 1948 году при вокзале был открыт музей «Траурный поезд Ленина». Его главными экспонатами были паровоз и багажный вагон, доставившие тело Ленина в Москву.


Вагон, в котором везли тело В. И. Ленина

Музей Московской железной дороги

В 1993 году этот музей был закрыт, а в 2011 году в отреставрированном здании открылся железнодорожный музей.


Похожие места

Приход долгожданного железнодорожного сообщения в Углич

Станция Углич замыкает участок Октябрьской железной дороги. Здесь находится поезд-памятник ЭМ 727-57, который выполнял задачи Северного фронта в годы ВОВ.

Историческая справка о железнодорожном вокзале

Первый вокзал в Ачинске построили в 1894 г. Станция входила в состав Средне-Сибирской железной дороги и технически это был один из самых сложных участков Транссиба - дорогу прокладывали через болота, реки и таежные дебри.

Вокзал Коломны

Первую коломенскую железнодорожную станцию построили в трех верстах от самой Коломны. Позднее в черте города открыли новый полустанок. В 1897 году станции получили современные названия: Голутвин и Коломна.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!