Железнодорожная станция Саранска

Время прочтения: мин.

г. Саранск, ул. Вокзальная, д. 7

GPS: 54.195489 , 45.190731

Первый железнодорожный вокзал появился в Саранске в 1890-х годах. В 1941 году построили новое здание в стиле постконструктивизма. Современный вокзал открыт в 2009 году и выдержан в традициях неоклассицизма.

История

Железная дорога появилась в Саранске благодаря стараниям городского головы Дмитрия Ильича Кубанцева (1851–1892). Именно он добился того, чтобы линия строившейся Московско-Казанской железной дороги прошла через Саранск.


Дмитрий Ильич Кубанцев

Строительство железной дороги и станции

В сентябре 1891 года начались работы по возведению вокзала и железнодорожного полотна, а уже с декабря 1893 года движение поездов через станцию Саранск стало регулярным. В 1896 году через город проходило два поезда: ночной в 3 часа 44 минуты и вечерний в 18 часов 50 минут.

Изначально предполагалось построить станцию в центре города в начале Базарной (современной Советской) улицы рядом с поймой реки Инсар. Однако места там было немного, к тому же территория подтапливалась весенними паводками. Строитель саранского участка инженер Ракинт предложил разместить вокзал и станцию в северной части города на большом участке земли, используемом тогда для пастбища, что и было и было принято в качестве решения. В 1890-е годы начальником станции был А. А. Корнеев, в 1906 году — Г. С. Проходцев. Штат станционных служащих состоял из 30 человек.

Первый вокзал

Первый вокзал, построенный в 1890-х годах, был одноэтажным каменным сооружением с двумя деревянными крыльями по бокам. Через центральное здание имелся проход от привокзальной площади к небольшой пассажирской платформе. На площади постоянно дежурили легковые и ломовые извозчики. С 1905 года на станции начали работать два буфета для пассажиров.

Первый железнодорожный вокзал станции Саранск. 1905 г.

От первого железнодорожного вокзала ныне практически ничего не осталось. Он был разобран в 1970-е годы, простояв более 80 лет. Из первоначальных строений сохранилось только двухэтажное кирпичное здание, ныне обшитое сайдингом, — бывшая водонапорная башня.


Середина XX века: новый вокзал

После образования Мордовской автономии и назначения Саранска ее столицей пассажиропоток в городе значительно вырос. К концу 1930-х годов с вокзала ежедневно отправлялось до полутора тысяч человек. Прежнее здание XIX века не было рассчитано на такое количество пассажиров. К тому же дореволюционный вокзал уже не соответствовал статусу «железнодорожных ворот» столицы социалистической Мордовии. Поэтому в Центральной мастерской Союзгипротранса был заказан проект нового вокзала. Его авторами стали архитекторы К.Г. Рагулин и И.А. Ревекин.


Железнодорожный вокзал станции Саранск. 1960 г.

Строительство нового вокзала шло с 1937 по 1941 год. Двухэтажное здание, простоявшее до 2006 года, было построено в стиле провинциального постконструктивизма. Оно имело традиционную симметричную планировку, в нишах фасада были установлены четыре бетонные скульптуры — красноармеец и колхозница, олицетворявшие советский народ, и рабочий и инженер, представляющие тружеников железных дорог.


Памятник покорителям стратосферы. Современное фото. Автор фото – mamlas.

В январе 1963 года на привокзальной площади был установлен памятник покорителям стратосферы, погибшим в 1934 году на территории Мордовии — героям-стратонавтам Павлу Федосеенко, Андрею Васенко и Илье Усыскину.

Памятник стал одним из символов Саранска советского периода. Авторы монумента — скульптор Алексей Письменный и архитектор Алексей Душкин. В 2008 году была проведена масштабная реконструкция железнодорожной станции, в ходе которой площадь комплекса увеличилась более чем в два раза.


Снос старого вокзала. 2008 г.

Современное здание вокзала

Третье по счету здание саранского железнодорожного вокзала, построенное по проекту архитектора Сергея Ходнева, было сдано в эксплуатацию в 2009 году. По своим размерам и монументальности новый вокзал может конкурировать с другими советскими постройками подобного типа. Он выдержан в традициях неоклассицизма, сочетающегося с постмодернизмом. Красный и белый цвета вокзала — отсылка к любимым цветам мордовского народа и традиционной мордовской вышивке красными нитками на белых рубахах.

Вид на современный вокзал со стороны железнодорожных путей. 2010 г.




Похожие места

Вокзал Сергиева Посада. Детище семьи Мамонтовых

Сергиев Посад издревле был местом паломничества. Открытая в 1862 году железная дорога только усилила приток верующих. В том же году открыли деревянный вокзал, богато украшенный резьбой.

Приход долгожданного железнодорожного сообщения в Углич

Станция Углич замыкает участок Октябрьской железной дороги. Здесь находится поезд-памятник ЭМ 727-57, который выполнял задачи Северного фронта в годы ВОВ.

Историческая справка о городской железнодорожной станции

Железная дорога появилась в городе в 1916 году, к открытию Ирбитской ярмарки. На сегодняшний день станция Ирбит относится к Свердловской железной дороге.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!