GPS: 46.716500 , 38.283900
Железная дорога в Ейске была построена относительно поздно — в начале XX века, но это стало важным этапом в экономическом развитии города и региона. Основной целью создания новой ветки длинной 142 километра от станции Сосыка в станице Павловской до ейского порта была транспортировка зерна для продажи.
Проект строительства инициировал городской голова В. В. Ненашев — человек незаурядного ума и энергии. Он предложил необычный для Российской империи способ финансирования железной дороги: было создано акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежал Ейскому городскому управлению и казачьим обществам пяти станиц, по территории которых проходила дорога. Реализация проекта стала возможной благодаря поддержке министра промышленности и торговли С. И. Тимашева, подрядчиком выступил известный инженер и предприниматель М. В. Брайкевич, а руководство строительством поручили С. Е. Палашковскому.
В. В. Ненашев
Изначально управление железной дорогой находилось в Санкт-Петербурге, но в мае 1912 года переехало в Ейск. Устав Ейской железной дороги был утверждён 17 июля 1908 года. Строительные работы по укладке путей шли быстрыми темпами: они начались в апреле 1909 года и были завершены менее чем за год, а в марте 1910 года открыли рабочее движение по всей дороге. Ещё полтора года потребовалось для полного введения в эксплуатацию железнодорожных мостов. В 1910–1912 годах построили здание вокзала, а также депо для ремонта подвижного состава.
Здание вокзала, г. Ейск
Здание вокзала, г. Ейск
Регулярное движение было открыто 11 июля 1911 года в присутствии супруги наместника Кавказского княгини Воронцовой-Дашковой и других важных гостей: генерала Бабыча (начальника Кубанской области), атаманов станиц Ейского отдела, а также членов Городской думы, купцов и промышленников.
С 24 октября 1911 года Ейская железная дорога была включена в общегосударственное расписание пассажирского сообщения. За второй год работы дорога транспортировала более 130 тысяч пассажиров, 8 миллионов пудов груза и получила более 130 тысяч рублей чистого дохода. Значительная часть прибыли пополнила городской бюджет.
М. П. Бабыч
Здание вокзала, построенное в актуальном для того времени стиле модерн, стало одним из самых красивых на Северном Кавказе. Оно имело широкий фасад, который с двух сторон украшали симметричные высокие башни с полукруглыми крышами. Со стороны города на фасаде расположился большой герб Кубанской области, а приезжающих встречала цветная лепная надпись «Ейск» и украшения в виде лавровых гирлянд. К сожалению, здание было взорвано в 1942 году отступавшими из города советскими войсками.
Вид Ейского железнодорожного вокзала со стороны перрона
Современный вокзал, построенный по типовому проекту, открылся в 1956 году. На площади перед ним установлен памятник основателю города князю Михаилу Воронцову.
Источники:
© В. В. Ненашев. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Вокзал. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Вокзал. Государственный каталог музейного фонда РФ
© М. П. Бабыч. Государственный каталог музейного фонда РФ
© Памятник М. С. Воронцову. Государственный каталог музейного фонда РФ