Жигулёвская ГЭС (ранее — Куйбышевская ГЭС, Волжская ГЭС им. В. И. Ленина)

Время прочтения: мин.

Московское шоссе, 2с1

GPS: 53.422362 , 49.477449

Жигулёвская ГЭС, построенная в 1955 году, — вторая по мощности в Европе. Помимо снабжения электроэнергией, способствовала промышленному развитию Тольятти и Жигулёвска, а также создала условия для крупнотоннажного судоходства в регионе.

История

Планы строительства Куйбышевской ГЭС были разработаны в конце 1930-х годов, и уже в 1937 году начались подготовительные работы, которые были остановлены в 1940 году. К проекту вернулись после Великой Отечественной войны. В июне 1949 года было принято постановление Совета Министров СССР о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции по новому, более эффективному, проекту.

План Куйбышевской ГЭС. 1935 г.

Строительство гидроэлектростанции возглавило строительное управление «Куйбышевгидрострой», входившее в систему МВД. На этой стройке работали заключённые Кунеевского исправительно-трудового лагеря, которые в разные годы составляли 70–85% рабочей силы на объекте.

31 октября 1955 года состоялось перекрытие Волги. 10 июля 1957 года Куйбышевское водохранилище было заполнено до проектной отметки, а в октябре ГЭС вышла на проектную мощность 2300 МВт, что позволило ей стать крупнейшей в мире. Указом Президиума Верховного Совета СССР 10 августа 1958 года Куйбышевская ГЭС была переименована в Волжскую ГЭС им. В. И. Ленина, а с 1 июля 2004 года — в Жигулёвскую ГЭС.



Перекрытие русла реки Волги. 1967 г.

Помимо снабжения электроэнергией, Жигулёвская ГЭС дала толчок интенсивному промышленному развитию Тольятти, Жигулёвска и формированию Самарско-Тольяттинской агломерации, создала условия для крупнотоннажного судоходства от Новочебоксарска до Тольятти. При этом создание Куйбышевского водохранилища, как и других аналогичных водоёмов, имело и неблагоприятные последствия экологического характера.

Тольятти. Жигулевская ГЭС. 2012 г.

Похожие места

Здание электростанции с водяной турбиной, 1896 год

В дореволюционное время Нейво-Алапаевский завод был одним из наиболее мощных и технически оснащенных на Урале. Сейчас объект находится на территории Алапаевского металлургического завода и считается памятником индустриальной архитектуры.

Элеватор (Грязинское хлебоприемное предприятие)

Элеватор построили до революции, на тот момент он был третьим по размерам в стране. Особое значение приобрёл в годы Великой Отечественной войны. Здесь до 1954 года хранились запасы зерна государственного резерва. В наши дни по-прежнему функционирует.

Морской вокзал города Сочи

Город у моря немыслим без набережных, причалов, прогулочных катеров и круизных лайнеров. Всем этим в полной мере обладает Сочи. Морской вокзал Сочи — памятник федерального значения, любимый не только туристами, но и местными жителями.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!