Жостовская декоративная роспись подносов

Время прочтения: мин.

Жостовская роспись — это искусство декоративной росписи жестяных подносов, начавшееся в первой половине XVIII века и возрождённое в 1929 году. Мастера из Жостова, используя сложные техники росписи, создают яркие и выразительные букетные композиции, которые до сих пор пользуются популярностью и считаются важной частью русского декоративного искусства.

Жостовская роспись — искусство декоративной росписи жестяных подносов и один из популярных народных промыслов. Мастерство зародилось в первой половине XVIII века на Нижнетагильском заводе, где производились расписные металлические подносы. Однако лишь в 1825 году братья Иосиф и Пётр Вишняковы, вдохновлённые уральскими изделиями и федоскинской лаковой миниатюрой, открыли мастерскую в деревне Жостово, расположенной в Троицкой волости Московской губернии (сегодня — городской округ Мытищи).

Их мастерская изначально производила предметы из папье-маше, такие как подносы, табакерки и шкатулки, но с середины XIX века, когда на смену папье-маше пришла жесть, мастерская сосредоточилась исключительно на создании жестяных подносов.

Расписанные Жостовской росписью жестяные подносы 

В начале XX века промысел столкнулся с трудностями и практически изчез, однако в 1929 году был возрождён благодаря артели «Металлоподнос» в Жостово. Она наладила массовое производство и начала производить уникальные авторские работы, что способствовало подъёму ремесла. В 1960 году артель была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи, которая продолжает работу и в наше время. В 1975 году фабрика была удостоена ордена «Знак Почёта» за свои достижения.

Процесс создания жостовских подносов включает несколько этапов. Подносы могут иметь различные формы: круглую, овальную, прямоугольную или сложную конфигурацию. Сначала из жестяного листа вырезается заготовка нужной формы, затем её борт подгибается, а поверхность выравнивается. На металл наносятся слои грунта и два слоя эмали, после чего начинается роспись.

Коллекция расписных подносов

Этот процесс проходит в несколько этапов. Всё начинается с замалёвки, во время которой намечается расположение цветов. Затем следует тенёжка, прорисовка тёмных элементов букета, прокладка и добавление светлых деталей. После этого идёт бликовка — передача бликов на лепестках и листьях. Затем чертёжка — прорисовка контуров рисунка светлой линией, — и привязка, заполнение пустот зелёными элементами, связывающими букет. Готовое изделие покрывается лаком, а затем наносится тонкий золотой орнамент, называемый «уборкой».




Похожие предметы

Валдайские баранки

Баранки, неотъемлемая часть русской пекарской традиции, неразрывно связаны с Валдаем. Слово «баранок» впервые упоминаются в 1665 году в документе Валдайского Иверского монастыря, а рецепт их приготовления, вероятно, был привезён монахами из Орши.

Тарелка и чашка из набора, выполненного к международной выставке-ярмарке приграничной торговли «Сибирь — Азия, 98

Рубцовск называют воротами в Азию, так как он выполняет транзитную функцию в организации торговли со Средней Азией. Выставка «Сибирь — Азия, 98» подтвердила этот статус, объединив представителей России, Китая и Казахстана для обсуждения сотрудничества.

Обушок и поддирка

Горняцкая культура, зародившаяся в угольных шахтах, имеет богатые традиции, среди которых использование таких инструментов, как обушок и поддирка. Хотя современные технологии почти вытеснили эти орудия, обушок продолжает оставаться символом шахтёрского дела и присутствует в символике шахтёрских городов.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!