В фондах Кимрского краеведческого музея хранится копия гравюры «Вид села Кимры с луговой стороны Волги». Оригинал находится в Государственном историческом музее. Гравюра создана в 1772 году. Это самое раннее из дошедших до нас художественных изображений Кимр. Её уникальность в том, что ни одно из представленных на ней кимрских зданий не сохранилось. Других изображений этих строений не существует.
Кимрский краеведческий музей
Автор гравюры — Алексей Ангилеевич Греков, российский гравёр и рисовальщик греческого происхождения (отсюда и фамилия). Он родился в Петербурге в 1720-х годах в семье шкипера. С юности Алексей учился рисунку и технике гравюры в Гравировальной палате Академии наук. В 1740–1750-х годах участвовал в создании коронационного альбома Елизаветы Петровны и серии парадных видов Санкт-Петербурга, выполнял и другие ответственные поручения. Однако звание подмастерья Греков получил лишь в 1756 году.
Петербург. Летний дворец Елизаветы Петровны. Фрагмент
Любопытно, что, являясь с 1762 года одним из руководителей Гравировальной палаты, он так и не был удостоен чина мастера. В конце карьеры художник создал несколько гравюр сановных особ. В 1770 году его, почти ослепшего, отправили в отставку без пенсии. Вскоре после этого Алексей Ангилеевич умер.
Петербург. Летний дворец Елизаветы Петровны
Неизвестно, кто автор рисунка, с которого сделана гравюра. Если им был сам А. А. Греков, то возникает вопрос, когда и как он попал на Верхнюю Волгу? Возможно, Греков находился на одном из судов флотилии Екатерины II. Императрица весной-летом 1767 года совершила волжское турне. В её свите было свыше 1 100 человек «всякого звания». Из камер-фурьерского журнала известно, что 4 мая у деревни Топорок близ Кимр караван Екатерины остановился на три часа (сама императрица на берег не сходила, Кимры успели бегло осмотреть лишь графы Захар Чернышёв и Владимир Орлов). Живописец мог переправиться на правый берег Волги и сделать нужные зарисовки.
Непонятно, почему он обратился к такому не самому «выигрышному» сюжету, как вид села. Странно и то, что спустя пять лет он решил изготовить по наспех сделанному рисунку гравюру. Тогдашний владелец Кимр, граф М. И. Воронцов, скончался в феврале 1767 года, его единственная бездетная дочь — в 1769-м. Можно предположить, что заказчицей была упомянутая в подписи под гравюрой графиня Анна Карловна, дожившая до 1775 года. Несомненно только то, что гравюра Кимр стала одним из последних произведений Алексея Грекова.
Портрет графини А. К. Воронцовой (1722–1775). 1769 г.
В левой и правой частях гравюры изображены деревянная Вознесенская и каменная в стиле барокко Троицкая церкви (оба храма позже разобрали). В правом углу видно большое поместье с башней в окружении сада — это усадьба владельца Кимрской волости в 1688–1697 годах боярина Фёдора Петровича Салтыкова, тестя царя Иоанна, соправителя Петра I. По отзывам современников, кимрские палаты Салтыкова не уступали столичным хоромам московской знати. Даже спустя десятилетия они находились в приличной сохранности.
Село Кимры. Общий вид с реки Волги. Конец XIX — начало XX в.
Сегодня на месте давно исчезнувших боярских палат находится Театральная площадь, сквер и окружающие его постройки. Сами же палаты, вероятно, сгорели в грандиозном кимрском пожаре 1807 года.