Коми (зыряне) до принятия христианства были язычниками. Проводя свою жизнь в окружении лесов, от богатства которых кормились и от которых зависел их кров и достаток, коми поклонялись деревьям. Лес не просто почитали — его одухотворяли. В традиции коми считалось, что дерево обладает душой, находящейся в неразрывной связи с душами людей, поэтому деревьям приписывалась способность предопределять судьбу человека, побуждая его к тем или иным поступкам.
Сердцевиной каждого языческого святилища являлась древняя березовая роща, в которой росло несколько крупных деревьев. Именно вокруг этих гигантов шаманы, как правило, проводили языческие ритуалы, а участвовавшие подносили им свои жертвоприношения. Одно из древних преданий народа коми гласит:
Жертвенные ленточки на березах. Автор фото – Ольга Мальцева
…Березу вместо бога держали, на нее вешали, у кого что есть, кто шелковую шаль, кто овечью шкуру, кто ленточку…
Василий Георгиевич Игнатов изобразил на своей картине «Экстаз» сцену поклонения коми-язычников священному древу. На ней представлена кульминация языческого ритуала, объединяющего людей и природу. В центре композиции — образ могучей березы с ярко выраженной мифологической символикой. Она связывает воедино землю, населенную людьми, нижний мир и небесную высь. Древесный ствол покрывают стилизованные образы пермского звериного стиля и традиционные для народа коми орнаменты. На ветвях дерева — множество шкурок животных. Это жертвы, приносимые духам, обитающим в священной березе. Священное дерево и люди вокруг него изображены в единой динамической пластике.
В.Г. Игнатов со своими работами
Станковая живопись «Экстаз». 1981 г. Работа В.Г. Игнатова
Несмотря на крещение зырян (коми) при Стефане Пермском в XIV веке, отдельные элементы языческого культа деревьев у коми сохранялись долгое время. Даже в начале XX века возле некоторых деревень по-прежнему крестьянами заботливо оберегались березовые рощи, с древности пользовавшиеся у местных жителей репутацией священного места.