Липецкий съезд народников 1879 года. Почему на памятнике 9 имен, хотя на съезде было 11 участников?

Время прочтения: мин.

Одним из важнейших общественных движений в России второй половины XIX века стало революционное народничество.

Народники, представители образованной части общества, выходцы из дворянства и разночинной среды, выражали интересы российского крестьянства, недовольного результатами реформы 1861 года. Они ставили перед собой задачу переустройства общества на социалистических основаниях, выступая за наделение крестьян помещичьей землей при сохранении общины как орудия перехода к новым общественным отношениям, минуя капиталистическую стадию развития.

Заголовок газеты «Народная воля». 1880 г.

Наряду с представителями так называемого либерального народничества, считавшими возможным постепенную адаптацию крестьянства России к новым условиям хозяйствования и жизни, существовала и другая их фракция, выступавшая за изменение политической системы страны, в частности за свержение самодержавия. При этом большое значение придавалось агитации в крестьянской среде с целью побудить народ к восстанию. 

Для этого народники предприняли так называемое «хождение в народ», принявшее наиболее массовый характер в 1874 году. На первом этапе развития революционного народничества оно было представлено отдельными кружками, в основном сторонниками Петра Лавровича Лаврова (пропагандисты) и Михаила Александровича Бакунина (анархисты).

Пётр Лаврович Лавров. До 1900 г.

Портрет Михаила Бакунина

Пётр Никитич Ткачёв в начале 1860-х гг.

Неудача «хождения в народ» заставила народников задуматься о создании единой организации, которой и стала «Земля и воля» (1876–1879). Но и на этом этапе народникам, продолжавшим агитацию в среде крестьянства, не удалось поднять народ на борьбу с властью. Отсюда и появление новой идеи — политической борьбы с режимом, представленной сторонниками Петра Никитича Ткачева (заговорщики). Постепенно к 1879 году в составе «Земли и воли» усилились разногласия в отношении способов достижения целей, ее члены разделились на так называемых «политиков» и «деревенщиков».

«Политики» для оформления своей программы и выработки тактики собрались в небольшом курортном городе Липецке, где с 15 по 17 июня 1879 года состоялся их съезд. Всего на нем присутствовало в виде отдыхающих 11 человек: А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, А. И. Баранников, М. Ф. Фроленко, Н. Н. Колодкевич, Н. А. Морозов, А. А. Квятковский, М. Н. Ошанина, Г. Д. Гольденберг, С. Г. Ширяев, Л. А. Тихомиров. 


Рисунок с натуры из зала суда, сделанный художником Пясецким незадолго до казни Перовской и Желябова. Государственный исторический музей

Покушение на Александра II 1 марта 1881 года. Взрыв второго снаряда

Съезд выбрал тактику террористической борьбы с самодержавием для изменения политического устройства России при слабости общественного движения и «политическом сне» крестьянства той поры. 

Памятник народовольцам в Липецке

Следствием стало создание в том же году новой организации «Народная воля», главным делом которой стало убийство императора Александра II в Санкт-Петербурге на Екатерининском канале 1 марта 1881 года. Липецкому съезду народников в 1972 году был поставлен памятник в Нижнем парке города. При этом на монументе отсутствуют имена Г. Д. Гольденберга, выдавшего на следствии многих своих товарищей, и Л. А. Тихомирова, позднее изменившего прежним народническим убеждениям.


Похожие истории

Военные мемориалы Волхова

На месте ожесточенных боев в Волхове в декабре 1941 года установили мемориал «Валимский рубеж». Памятник представляет собой устремленный в небо девятиметровый меч, окруженный мемориальными досками.

Уникальный медный котел времен Золотой Орды

Серпухов не раз принимал на себя удар войск Золотой Орды. Медный котел жители Дракино нашли случайно при раскопке огорода. По незнанию в нем несколько лет хранили удобрения, пока он не попал к археологам.

Дагестанские ковры в экспозиции Музея ковра и декоративно-прикладного искусства

Ковроткачество — уникальное явление культуры, в нем отражаются тысячелетние традиции дагестанских народов. В центре Дербента находится церковь Святого Всеспасителя, где расположен Музей ковра
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!