Лодейнопольская верфь — родина Балтийского флота

Время прочтения: мин.

В Лодейнопольской верфи под руководством Петра I зарождался военный флот на Балтике. Именно отсюда сначала царь поведёт первый фрегат «Штандарт» на Ладогу, а позже будут построены суда, которые покорят Антарктиду и пройдут кругосветку.

История

Начавшаяся в 1700 году Северная война со Швецией потребовала от России скорейшего создания военного флота на Балтике. В 1702 году по указу Петра I в семи верстах от старинного Пиркинского погоста на берегах Свири была заложена верфь. 



Пётр I

Порожистая в верховьях, Свирь от урочища Лодейное поле до устья отличается спокойным течением и большой глубиной. По ее берегам простирались бескрайние могучие леса — готовый корабельный материал, неподалеку работали Олонецкие железоделательные заводы. 

Река Свирь

Строительство верфи и заготовку корабельного леса царь поручил графу Александру Даниловичу Меншикову. Тот докладывал Петру 18 февраля 1702 года: «Для смотрения корабельного заводу был на Каноме... леса зело изрядные, не токмо что на шмаки, и в 50 пушек на корабельное строение книсы [кривой брус для скрепления частей судна] годятся, зело изрядные. А вырублено книс по мой отъезд 5 000 штук, однако ж… вывезено 2 500, зело трудно копание — снега по пояс».


Александр Данилович Меншиков

В конце марта 1702 года на Свирской, или Олонецкой, верфи, как она стала официально именоваться, были заложены первые суда. Строились они в большом количестве и «с великим поспешанием». К концу года два десятка корабельных мастеров вели параллельные работы более чем на пятидесяти судах, включая семь фрегатов. Разрабатывал чертежи главный кораблестроитель верфи Федор Степанович Салтыков, который обучался судостроению в Голландии. Особенно доволен был Петр I тем, что Салтыков сумел до окончания кампании 1703 года обеспечить постройку 28-пушечного фрегата «Штандарт», который сам царь повел в Ладогу, а затем и в Петербург. Спуск на воду этого корабля, признанного первенца Балтийского флота, состоялся 22 августа 1703 года, что и зафиксировано в «Журнале или поденной записке государя императора Петра Великого». 


Шлюп «Мирный»

Модель верфи

В 1785 году прилегающий к верфи поселок получил статус города, а сама она была переименована в Лодейнопольскую. Многие построенные здесь военные суда вошли в историю, отличившись не только в сражениях, но и в крупных морских экспедициях. В 1808–1811 годах шлюп «Диана» под командой будущего адмирала Василия Михайловича Головнина совершил кругосветное плавание, а шлюп «Мирный» под командой Михаила Петровича Лазарева в составе другой экспедиции в 1819 году дошел до Антарктиды. Имя этого шлюпа, также построенного на Лодейнопольской судоверфи мастером Яковом Колодкиным, носит научная обсерватория в Антарктиде, а в Лодейном Поле до недавнего времени так назывался городской кинотеатр. 

Научная станция в Мирном

Кинотеатр «Мирный». 1964 г.

В 2023 году на территории бывшей верфи на берегу Свири была построена деревянная набережная, которая объединяет причал и сквер Корабелов с павильоном-музеем «Домик Петра I», памятником Петру I, памятным знаком в честь 200-летия открытия Антарктиды. Сложившийся таким образом ансамбль — дань памяти славному прошлому старинного города, родине Балтийского флота.


Домик Петра I в Лодейном Поле

  1. Памятник к 200-летию открытия Антарктиды
  2. Свирская набережная
  3. Памятник Петру I

Похожие истории

Липские железоделательные заводы. Создание флота

Еще до образования современного Липецка в XVIII веке на берегу реки Липовки строили железоделательные заводы, снабжавшие металлом императорский флот. Из железа делали пушки, ядра для них и якоря.

Сколько это стоило: перевозка грузов и почты в России во второй половине XVIII — начале XIX века

«Напиши… чтоб перестали грязь свозить с больших дорог, — наказывала 27 мая 1786 года неизвестному адресату императрица Екатерина II

Колесный речной пароход «Н. В. Гоголь»

Пароход «Н. В. Гоголь» — самое старое речное пассажирское судно России, по-прежнему находящееся в эксплуатации. В 1990-х годах его реконструировали по современным стандартам, сохранив его исторический облик.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!