Поводом для восстания 20 июля 1914 года стала мобилизация, объявленная в связи с началом Первой мировой войны. Однако недовольство рабочих условиями труда и жизни сопровождало общественную жизнь Лысьву задолго до этого.
Лысьвенские рабочие на забастовке. 1914 г.
Среди рабочих Лысьвенского металлургического завода, численность которых в 1914 году составляла более шести тысяч человек, годами копилось недовольство условиями труда и жизни. С марта по май 1914 года заводчане бастовали и их требования были частично удовлетворены, но недовольство сохранялось. Чашу терпения переполнила мобилизация, объявленная 18 июля 1914 года в связи с началом Первой мировой войны. Политически активные рабочие были арестованы или высланы из Лысьвы после весенней забастовки, поэтому восстание развивалось стихийно, никем не руководимое.
В Лысьве подлежало мобилизации 714 человек, потребовавших 19 июля, при получении расчета, выдать дополнительно двухнедельную зарплату. Инженер Константин Михайлович Добровольский дал согласие после того, как в контору ворвалось с угрозами несколько рабочих. Затем собравшаяся толпа потребовала выплатить 350 тысяч рублей, выделенных наследниками Павла Петровича Шувалова на строительство народного дома — но получила отказ, поскольку деньги не предназначались для выдачи и хранились в Петербурге. Добровольский телеграммой вызвал из Перми главноуправляющего Лысьвенским горным округом Адама Ильича Онуфровича, приехавшего в сопровождении нескольких полицейских чинов.
Адам Ильич Онуфрович
20 июля в Лысьве вспыхнуло восстание. В 10 часов утра у заводоуправления собралась волнующаяся толпа в 500–600 человек, в том числе женщины и подростки. Когда в ответ на отказ Онуфровича в выдаче «шуваловских» денег рабочие начали его бить, заместитель исправника Павел Львович Киселев выстрелил в воздух, случайно попав в женщину, выходящую из Троицкой церкви. Напуганная толпа отхлынула, и Онуфрович с представителями заводской администрации и полиции забаррикадировался в заводоуправлении. Рабочие бросились на здание с камнями и палками, осажденные принялись отстреливаться.
Лысьвенское восстание. 1914 г. Из газеты «Пермские ведомости»
Онуфрович пытался вызвать помощь извне — но повстанцы перерезали телефонные и телеграфные провода и неудачно попытались сжечь железнодорожный мост, чтобы осажденным не пришла помощь со станции Калино.
Осознав невозможность взять штурмом каменное здание с толстыми стенами, которое обороняют вооруженные люди, рабочие около 11 часов прикатили три бочки керосина и, поливая стены заводоуправления из ведер, безрезультатно пытались его поджечь. Лишь пригнав пожарную машину и закачивая в здание керосин с помощью пожарного рукава, толпа смогла осуществить поджог. Брандмейстер, стремившийся организовать тушение пожара, был убит. Священник Михаил Михайлович Добротворский хотел успокоить повстанцев, выйдя из церкви в облачении и с иконами, — но не решился на это, поскольку один из рабочих пригрозил ему револьвером.
Лысьвенское восстание. 1914 г. Из газеты «Пермские ведомости»
В заводоуправлении был бак с водой и резиновым рукавом, благодаря которому осажденные тушили огонь. К 15 часам вода закончилась и пожар начал усиливаться. Рабочие выпустили нескольких служащих (конторщиков, кассира и других). Час спустя положение десяти человек, оставшихся в пылающем здании, стало критическим. Спасаясь от жара и дыма, они начали прыгать во двор из окон и бежать — но повстанцы хватали их и забивали насмерть палками и камнями. Онуфрович пытался застрелиться, однако рабочие не позволили ему это сделать и убили собственноручно. Киселеву удалось спрятаться в погребе близлежащего дома и отстреливаться от толпы, которая вытащила его и убила, лишь разобрав пол.
Лысьвенское восстание. 1914 г. Из газеты «Пермские ведомости»
В восемь часов вечера в Лысьву прибыл отряд полиции, но перед ней предстали опустевшие улицы и догорающие руины заводоуправления — рабочие уже разошлись по домам. Во время восстания погибло десять представителей заводской администрации и полиции, а также как минимум шесть рабочих. Был задержан 101 участник волнений, из которых по решению суда пятеро были повешены, а 44 — приговорены к каторге.
Лысьвенское восстание. 1914 г. Из газеты «Пермские ведомости»