GPS: 55.663796 , 37.935702
Из-за длительной закрытости этой темы сегодня немногие знают, что Люберцы по праву можно считать родиной отечественного вертолётостроения.
13 сентября 1930 года на ныне несуществующем Ухтомском аэродроме Подосинки (недалеко от завода сельхозмашин имени Ухтомского, по другую сторону Казанской железной дороги) свободный экспериментальный полёт совершил первый советский вертолёт ЦАГИ 1-ЭА. Его создателем был военный лётчик Первой мировой войны Алексей Михайлович Черёмухин (1895–1958). В советский период он стал конструктором авиатехники. На люберецком аэродроме А. М. Черёмухин проводил лётные испытания своего изобретения, в том числе в роли пилота.
14 августа 1932 года лётчик установил неофициальный мировой рекорд высоты полёта геликоптера собственной конструкции — 605 метров, что значительно превосходило результаты зарубежных аналогов. В настоящее время одна из улиц Люберец носит имя А. М. Черёмухина.
Успешные испытания вертолётов привели к тому, что руководство страны приняло решение об их серийном производстве. В 1940 году на территории Ухтомского аэродрома в Люберцах начало действовать предприятие военного вертолётостроения — завод винтовых аппаратов № 290. В октябре 1941 года, когда шли бои за Москву, завод был эвакуирован в Свердловскую область. В Люберцах на его территории во время войны производился ремонт авиационной техники — использовалось оставшеся оборудование.
После Победы вертолётные традиции города были продолжены. В 1948 году на месте бывшего завода винтовых аппаратов было создано вертолётное Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) № 2 под руководством выдающегося авиаконструктора Николая Ильича Камова. Под его началом был создан вертолётный завод (впоследствии — Ухтомский вертолётный завод имени Камова). В день авиации, 18 августа 1972 года, на территории предприятия по инициативе ветеранов лётной отрасли был открыт Музей истории и трудовой славы. К сожалению, в 2018 году он был закрыт.
В 1947 году в СССР было создано ещё одно вертолётное Опытно-конструкторское бюро под руководством другого выдающегося авиаконструктора — Михаила Леонтьевича Миля. В 1960 году оно переехало в Люберецкий район — в посёлок Томилино. В ОКБ Миля до середины 1980-х годов действовала испытательная площадка рядом с люберецким аэродромом, где ныне располагается московский микрорайон Жулебино.
В 2019 году два предприятия были объединены на томилинской базе Люберец и получили название АО «Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова».