Октябрьский мост через реку Шексна

Время прочтения: мин.

г. Череповец, Октябрьский мост

GPS: 59.111052 , 37.904320

Октябрьский мост, соединяющий Индустриальный и Зашекснинский районы Череповца, многие годы остается неофициальным символом города.

Изображение с пилоном и вантами можно встретить на спичечных коробках, открытках, магнитах и прочих городских сувенирах, а еще в вагонах фирменного поезда Череповец — Москва.

Решение соединить берега Шексны мостовым переходом было принято в 1960-е, после визита в Череповец председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина. Давно действовавшая лодочная и паромная переправа перестала удовлетворять потребностям быстро растущего населения города.

Сама река после заполнения Рыбинского водохранилища стала намного шире. К тому же нужно было определять направления дальнейшего развития города. Территории за Шексной представлялись в этом смысле самыми перспективными.


Советский государственный и партийный деятель Алексей Николаевич Косыгин

Разработку проекта поручили ленинградским специалистам. Изучив ландшафт и рельеф речного дна, они остановились на вантовом варианте конструкции. По другой версии, сделать мост именно вантовым предложил тогдашний начальник управления капитального строительства металлургического завода Виктор Иванович Завьялов.

Он вспоминал:


Виктор Иванович Завьялов

Вантовые мосты, а их и в мире-то тогда было всего несколько, мне очень нравились… Предложил проектной организации рассмотреть такой вариант. Проектировщики в отказ — где такие канаты найдем? Обратились на наш сталепрокатный завод, оттуда ответили: не можем. Нашли исполнителя в Харцызске, городке под Донецком, местный сталепрокатный принял заказ

Строительство моста через Шексну. 1975-76 г. Автор фото – Л. Бахвалов

Опыта строительства таких мостов в СССР еще не имелось: ближайшие примеры для изучения были в Германии и Чехословакии, а из городов нашей страны — в Риге. Череповецкий мост спроектировали однопилонным на 128 канатах-вантах, общая длина которых составляла около 16 километров, а масса — свыше 500 тонн. Сам пилон весил 800 тонн. Длина перехода без подъездов составляла 781 метр, высота всего сооружения — 83 метра.

Первая свая будущего моста была забита 22 апреля 1970 года — в день 100-летия Владимира Ильича Ленина, открытие моста для движения приурочили к юбилею Октябрьской революции (отсюда и его название). К круглой дате строители не успели: открытие состоялось только 5 ноября 1979-го.


Испытание моста через Шексну. 27 октября 1979 г.

Открытие движения через Октябрьский мост. 5 ноября 1979 г. Автор фото – Ю. Воронов. Череповецкое музейное объединение

Торжественное открытие движения по Октябрьскому мосту. 5 ноября 1979 г.

2 декабря 1981 года Октябрьский мост был официально принят в эксплуатацию. Его пуск положил начало освоению территории шекснинского левобережья: в 1980-е здесь развернулось жилищное строительство.


Мост через реку Шексну. 1979 г. Автор фото – С. Метелица. Из журнала «За рулем» (№4, 1980)

Похожие места

Локомотивное депо

Локомотивное депо в Ртищеве — важная часть железнодорожной инфраструктуры города. Его история тесно связана с развитием транспорта и технологий.

Замок Георгенбург

Это один из наиболее сохранившихся замков Тевтонского ордена в Калининградской области. Сегодня замок принадлежит Русской православной церкви и готовится к масштабной реконструкции.

Музейный комплекс «Конный двор». Бывшие монастырские конюшни

У стен Троицкой лавры расположился конный двор, больше похожий на замок. Его построили в 1790 году. Сегодня в его помещениях размещаются выставки, посвященные древнейшему прошлому города и района.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!