Олонхо. Происхождение мира по-якутски

Время прочтения: мин.

«Олонхо» обозначает как традицию сочинения и исполнения эпических произведений, так и поэмы, исполняемые сказителями. В этих поэмах якуты описывают свое видение создания мира и загробной жизни

История

На ветвях Священного Мирового Древа зарождаются души еще не родившихся детей, в корнях Мирового Древа покоятся души отошедших в иной мир людей, а на самых высоких ветвях висят железные колыбели, в которых рождаются души шаманов, — так рассказывается об устройстве мира в одном из якутских олонхо.



Старинный эпос Олонхо.

У каждого народа есть культурные проявления, которые считаются его главным достоянием, позволяющим протянуть незримую нить между прошлым и будущим и объединить всех его представителей, где бы они ни жили. Для якутов это олонхо — слово обозначает как традицию сочинения и исполнения эпических произведений, так и собственно поэмы, исполняемые сказителями (олонхосутами).



К сожалению, олонхо стали записывать довольно поздно. Исследователи открыли это явление только в середине XIX века, поэтому многие тексты не дошли до наших дней. Сохранившиеся произведения рисуют сложную картину мироустройства по представлениям якутов. В соответствии с ней мир делится на три части: верхнюю, среднюю и нижнюю. Главная тема олонхо — судьба племени Айыы аймага, живущего в Верхнем мире. Однажды некоторым его представителям было велено прийти в Средний мир. Здесь они стали родоначальниками людей и установили счастливую и сытую жизнь.


Старинный эпос Олонхо.

Другие олонхо повествуют о деяниях отдельных героев. Так, Эр Соготох отправляется в долгое и трудное путешествие, в борьбе с враждебными силами из Нижнего мира находит предназначенную ему жену и становится родоначальником собственного народа.


Старинный эпос Олонхо.

К третьей группе олонхо относятся произведения, в которых богатырь, рожденный в Верхнем или Среднем мире, призван защитить жителей Среднего мира.

Исполняются эти сказания путем чередования речитатива и пения. Сказителей было много, поэтому каждое олонхо имело множество версий. К тому же отдельные сказания связаны сюжетными линиями с другими. В результате возникает сложное повествование, которое может рассказывать не об одном поколении рода Айыы аймага.



Старинный эпос Олонхо.

В 2009 году олонхо было включено ЮНЕСКО в список нематериального наследия человечества. В 2008 году в Якутске появился театр «Олонхо», призванный сохранять, изучать и пропагандировать это уникальное явление. Его сотрудники не только ставят театральные постановки по текстам олонхо, но и совершают этнографические экспедиции, цель которых — поиск ранее неизвестных произведений.


Театр Олонхо в Якутске.

Постановки театра Олонхо


Похожие истории

Ювелирные изделия. «Красивый, как серебро»

По-якутски серебро — «комюс», это слово также используется как любовно-ласкательное обращение. Золото якуты любили меньше, называя его красным серебром. О по-настоящему красивых вещах они могли сказать: «как серебро». Сейчас украшения, созданные якутскими мастерами, можно увидеть в музеях.

Муромское восстание 1918 года

Муромской восстание 1918 года было организовано антисоветским Союзом защиты Родины и Свободы под руководством Николая Сахарова. Главной целью восстания было возвращение власти Учредительного собрания

Антоновцы в Сердобском уезде

Во время Гражданской войны Сердобск и его окрестности стали ареной боевых действий, когда мятежники под руководством А. С. Антонова организовали масштабное восстание, вызванное политикой продразвёрстки.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!