Овиновская икона Божией Матери. Необыкновенная судьба чудотворного образа

Время прочтения: мин.

Согласно поверью два юноши в ангельских одеяниях передали эту икону купцу, решившему построить новый храм на месте монастыря. На этом чудеса, связанные с иконой, не заканчивались. Ее оригинал не сохранился

История

В житии преподобного Паисия Галичского рассказывается, что однажды благочестивый боярин Иоанн по прозвищу Овин, живший неподалеку от монастыря, именовавшегося тогда Никольским, задумал воздвигнуть в обители новый храм вместо обветшавшего старого. В это время ему явились двое прекрасных юношей в ангельских одеяниях и передали икону Божией Матери. Заповедав Иоанну посвятить будущую церковь Ее Успению, незнакомцы таинственно исчезли.

Боярин исполнил требуемое, после чего вслед за новой церковью и монастырь стали называть Успенским. Икону же, которую Иоанн так чудесно обрел, с тех пор прозвали Овиновской.



Икона Божией Матери Овиновская

Когда галичский князь Юрий Дмитриевич враждовал с московским Василием Васильевичем, последний увез этот образ в Москву, где, поместив его в церковь, «замками и печатями утвердил и стражу приставил». Однако наутро на месте иконы не оказалось — она вновь очутилась в Галиче. С тех пор ее слава как чудотворной росла и ширилась.



Один из сыновей Юрия, богобоязненный Дмитрий Красный, заказал список с Овиновской иконы. Перед своей безвременной кончиной в 1440 году он завещал Паисию, игумену монастыря, передать ее московскому князю. Произошло это после 1450 года, когда Василий II разбил под Галичем брата и тезку почившего — Дмитрия Шемяку. Навстречу иконе вышел митрополит «со всем освященным собором» и князь «со всем московским народом», после чего они поклонились образу и «любезно его лобызали». Однако великий князь пожелал, чтобы и этот список оставался в Успенском монастыре. Он также стал почитаться чудотворным.



Паисиево–Галичский Успенский монастырь

Паисиево–Галичский Успенский монастырь. 2020 г. Автор фото – Ludvig14

К сожалению, оригинал Овиновского образа до нас не дошел. Не сохранился и упомянутый список. По другим копиям искусствоведы предполагают, что это была византийская или балканская икона приблизительно XIV столетия, относящаяся к типу «Умиление» в редком варианте. На ней была изображена Божия Матерь в полный рост, стоящая на фоне царского престола с Младенцем на руках.

 

Икона Успения Божией Матери Овиновская

До нас дошли изображения не старше начала XVIII века, где справа от Богоматери изображен город Галич на берегу озера с посадом и храмами. Старейший из известных списков, который после закрытия обители находился во Введенском храме города, в наши дни вернулся на историческое место и бережно сохраняется в воссозданном Успенском монастыре.



Похожие истории

Архитектурное и духовное наследие сызранского старообрядчества

В современной Сызрани сохранилось несколько церквей, построенных в начале ХХ века противниками реформ патриарха  Никона. Спасаясь от притеснений власти, они построили в Сызрани общину и храмы.

Житие Иулиании Лазаревской

Житие Иулиании Лазаревской, муромской помещицы, являет собой ценный памятник древнейшей литературы. Записанное сыном Иулиании произведение часто называют повестью.

Рязанская Одигитрия. Икона, которая пережила Батыево нашествие

Нашествие Батыя погубило множество старинных икон, но одной удалось уцелеть и дожить до наших дней. Икона Богородицы Одигитрии написана неизвестным автором в XII–XIII веках и хранится в Рязанском музее.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!