GPS: 53.954688 , 32.883663
Город Рославль служит крупным и важным транспортным узлом, начиная с открытия в XIX веке Орловско-Рижской железной дороги. Здесь формируются составы для отправки по всем четырем географическим направлениям.
Для этой работы на сортировочных станциях используются маневровые тепловозы, а ранее — паровозы.
Рославльская станция не стала здесь исключением. Один из таких паровозов в 1984 году был установлен на постаменте как памятник недалеко от локомотивного депо. Работал он на станции с 1945 по 1968-й. А был построен еще в 1897 году на Коломенском заводе. Первое время паровоз работал на Владикавказской железной дороге, в Рославль был направлен по окончании войны. Изначальный номер у паровоза-трудяги был Т-1012. В 1900-м его изменили на Т-2012, а в 1912 году серия всех таких паровозов получила индекс «Ь» (ерь). Таким образом, рославльский паровоз стал значиться под номером Ь-2012.
Паровоз серии «Л». 1991 г.
Установленный в качестве монумента на улице Энгельса легендарный танк-паровоз в народе назывался просто «Кукушка». Он быстро превратился в достопримечательность города, упоминается во всех путеводителях по Рославлю. Но стоянка его в городе оказалась не вечной. Когда выяснилось, что рославльская «Кукушка» осталась единственной в России, то решением руководства РЖД в 2016-м паровоз был снят с пьедестала и доставлен в Музейно-производственный комплекс — Паровозное депо Подмосковная для централизованного хранения. Здесь реставраторы полностью восстановили паровоз до его рабочего состояния.
Памятник-паровоз Ь-2012
В настоящее время паровоз Ь-2012 находится в Москве и считается самым старым действующим паровозом в парке РЖД. Восстановленная и возвращенная к жизни «Кукушка» возит туристов по Москве.
Памятник-паровоз Ь-2012. 2009 г. Автор фото - А. Львова
Жители же Рославля, потерявшие свою визитную карточку железнодорожного узла, стали требовать возврата паровоза. В такой ситуации руководство РЖД решило передать в Рославль паровоз серии «Л», называемый в народе «Элка». Эта серия паровозов получила свое название по первой букве фамилии конструктора Льва Лебедянского, разработавшего машину на Коломенском заводе еще в годы Великой Отечественной войны. В 1947 году паровоз поступил в серийное производство.
Паровоз серии «Л»
1 сентября 2016-го на месте «Кукушки» на вечную стоянку встала «Элка», или «Лебедь», как его еще называют. Огромный в сравнении со своим предшественником и завораживающий черный «Лебедь» с алыми подкрасками, благодаря огромным усилиям специалистов Рославльского локомотивного депо, выглядит как будто только что построен. Это, конечно, не эквивалентная, но очень достойная замена старенькой «Кукушке».
Паровоз Л-0858
Источник: © Сообщество автовладельцев Drive2
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Рославльская правда - интернет-версия общественно-политической газеты Рославльского района
Источник: © Интернет-портал «Российская газета»
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat