Певческие праздники Сортавалы

Время прочтения: мин.

Вокально-хоровое искусство - излюбленный жанр североевропейских народов. Масштабные песенные праздники с участием больших коллективов проводились в Сортавале с конца XIX в.

История

Традиция проводить певческие праздники пришла в Сортавалу из Эстонии. Там в 1869 году состоялся первый общеэстонский певческий праздник. Идею подхватили в Финляндии. В 1884 году в городе Ювяскюля состоялся первый общефинляндский песенный праздник.

Певческий праздник в Сортавале. 1935 г.

Вскоре традиция проводить песенные праздники пришла в Северное Приладожье, где собрали значительную часть финского фольклора. В Сортавале уровень музыкальной культуры в то время был очень высоким. В 1860–1870-е годы в городе существовал мужской хор, в 1868 году был создан смешанный хор, которым руководил учитель Карл Вильгельм Алопеус. В 1877 году в городе возникло музыкальное общество и духовой оркестр. Центром хорового пения стала основанная в 1880 году Сортавальская учительская семинария. Там существовали мужской и женский хоры, а также смешанный (так называемый вечерний) хор. В Сортавальском лицее также был создан большой мужской хор, которым руководила бывшая оперная певица Наёми Ингман (Старк). Финский композитор Оскар Мериканто даже написал для этого хора специальный марш.

Сортавальская семинария. 1920-1929 гг.

Оскар Мериканто

В 1882 году в Сортавале в парке «Ваккосалми» провели первый певческий праздник. Идеальные природные акустические возможности этого парка сделали Сортавалу излюбленным местом для подобных мероприятий. В 1881 году в Сортавале сказитель Онтрей Ванхинен выступал в сопровождении кантеле с пением калевальских рун, а в 1882 году во время праздника состоялись соревнования кантелистов.

Парк Ваккосалми в Сортавале

Онтрей Ваннинен. 1885 г.

В 1893 году в Сортавалу пришла железная дорога. Это сделало город еще более привлекательным местом для проведения певческих праздников. Летом 1896 года в парке «Ваккосалми» состоялся Всефинляндский песенный праздник. Для него построили сцену для выступлений, на вершине горы Кухавуори возвели башню со смотровой площадкой. На праздник прибыл 21 хор и 11 духовых оркестров, всего около тысячи участников. Сортавалу представляли девять коллективов. Выступали также народные сказители — рунопевцы, плакальщицы и заклинатели.

Смотровая площадка в Сортавале. 1939 г.

Певческий праздник в Сортавале. 1896 г.

Следующий праздник песни и исполнительского искусства состоялся в Сортавале в 1906 году. В нем участвовало 37 хоров и духовых оркестров. Кроме хорового пения были представлены игра на кантеле, исполнение рун и соревнования по народной борьбе. Певческие праздники 1896 и 1906 годов во многом сформировали финское национальное самосознание и развили романтические увлечения финнов Карелией.

Певческий праздник в Сортавале

Следующие певческие праздники прошли в Сортавале уже в независимой Финляндии. На праздник 1926 года прибыло 53 хора и 2 792 исполнителя, а также около шести тысяч зрителей. Его открывал президент Финляндии Лаури Кристиан Реландер. В 1935 году, в год столетия первого издания «Калевалы», в песенном празднике в Сортавале приняли участие 148 коллективов из Финляндии, а также Венгрии и Эстонии. Тогда же открылся памятник «Рунопевец».

Памятник рунопевцу в Сортавале

В советский период делались попытки возродить песенные традиции Сортавалы. В 1953 году в парке «Ваккосалми» прошел первый советский праздник песни, в 1955 году там выступала Лидия Русланова. В 1990 и 1992 годах в Сортавале прошли международные песенные фестивали «Миры встречаются». На фестивале 1992 года выступал финский кантелист Самппа Уймонен, которого считают последним приладожским рунопевцем.

Певческий праздник в Сортавале. 2019 г.

Самппа Уймонен

Похожие истории

Картина «Экстаз (Коми язычники)» художника В. Г. Игнатова

Полотно 1981 года народного художника Республики Коми Василия Георгиевича Игнатова (1922–1998) «Экстаз» находится в коллекции Национальной галереи Республики Коми. Картина отличается оригинальностью по сюжету и по материалу — написана темперой по оргалиту.

Дагестанские ковры в экспозиции Музея ковра и декоративно-прикладного искусства

Ковроткачество — уникальное явление культуры, в нем отражаются тысячелетние традиции дагестанских народов. В центре Дербента находится церковь Святого Всеспасителя, где расположен Музей ковра

Чеховы в Истре

Антон Павлович Чехов неоднократно приезжал в Истру. Здесь жил его брат и гостили другие члены семьи, в местной больнице молодой доктор проходил практику.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!