Певческие праздники Сортавалы

Время прочтения: мин.

Вокально-хоровое искусство - излюбленный жанр североевропейских народов. Масштабные песенные праздники с участием больших коллективов проводились в Сортавале с конца XIX в.

История

Традиция проводить певческие праздники пришла в Сортавалу из Эстонии. Там в 1869 году состоялся первый общеэстонский певческий праздник. Идею подхватили в Финляндии. В 1884 году в городе Ювяскюля состоялся первый общефинляндский песенный праздник.

Певческий праздник в Сортавале. 1935 г.

Вскоре традиция проводить песенные праздники пришла в Северное Приладожье, где собрали значительную часть финского фольклора. В Сортавале уровень музыкальной культуры в то время был очень высоким. В 1860–1870-е годы в городе существовал мужской хор, в 1868 году был создан смешанный хор, которым руководил учитель Карл Вильгельм Алопеус. В 1877 году в городе возникло музыкальное общество и духовой оркестр. Центром хорового пения стала основанная в 1880 году Сортавальская учительская семинария. Там существовали мужской и женский хоры, а также смешанный (так называемый вечерний) хор. В Сортавальском лицее также был создан большой мужской хор, которым руководила бывшая оперная певица Наёми Ингман (Старк). Финский композитор Оскар Мериканто даже написал для этого хора специальный марш.

Сортавальская семинария. 1920-1929 гг.

Оскар Мериканто

В 1882 году в Сортавале в парке «Ваккосалми» провели первый певческий праздник. Идеальные природные акустические возможности этого парка сделали Сортавалу излюбленным местом для подобных мероприятий. В 1881 году в Сортавале сказитель Онтрей Ванхинен выступал в сопровождении кантеле с пением калевальских рун, а в 1882 году во время праздника состоялись соревнования кантелистов.

Парк Ваккосалми в Сортавале

Онтрей Ваннинен. 1885 г.

В 1893 году в Сортавалу пришла железная дорога. Это сделало город еще более привлекательным местом для проведения певческих праздников. Летом 1896 года в парке «Ваккосалми» состоялся Всефинляндский песенный праздник. Для него построили сцену для выступлений, на вершине горы Кухавуори возвели башню со смотровой площадкой. На праздник прибыл 21 хор и 11 духовых оркестров, всего около тысячи участников. Сортавалу представляли девять коллективов. Выступали также народные сказители — рунопевцы, плакальщицы и заклинатели.

Смотровая площадка в Сортавале. 1939 г.

Певческий праздник в Сортавале. 1896 г.

Следующий праздник песни и исполнительского искусства состоялся в Сортавале в 1906 году. В нем участвовало 37 хоров и духовых оркестров. Кроме хорового пения были представлены игра на кантеле, исполнение рун и соревнования по народной борьбе. Певческие праздники 1896 и 1906 годов во многом сформировали финское национальное самосознание и развили романтические увлечения финнов Карелией.

Певческий праздник в Сортавале

Следующие певческие праздники прошли в Сортавале уже в независимой Финляндии. На праздник 1926 года прибыло 53 хора и 2 792 исполнителя, а также около шести тысяч зрителей. Его открывал президент Финляндии Лаури Кристиан Реландер. В 1935 году, в год столетия первого издания «Калевалы», в песенном празднике в Сортавале приняли участие 148 коллективов из Финляндии, а также Венгрии и Эстонии. Тогда же открылся памятник «Рунопевец».

Памятник рунопевцу в Сортавале

В советский период делались попытки возродить песенные традиции Сортавалы. В 1953 году в парке «Ваккосалми» прошел первый советский праздник песни, в 1955 году там выступала Лидия Русланова. В 1990 и 1992 годах в Сортавале прошли международные песенные фестивали «Миры встречаются». На фестивале 1992 года выступал финский кантелист Самппа Уймонен, которого считают последним приладожским рунопевцем.

Певческий праздник в Сортавале. 2019 г.

Самппа Уймонен

Похожие истории

Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна»

«Мелиховская весна» начала свою историю с постановки «Чайки» актерами Липецкого театра в 1982 году. Уже в 2000-х годах ежегодная традиция переросла в настоящий фестиваль для театральных коллективов со всего мира.



Музейная выставка «Тамбовская Вандея. Крестьянская война на Тамбовщине 1920–1921 годов»

Выставка в Тамбовском областном краеведческом музее посвящена восстанию 1920–1921 годов. Крестьяне и эсеры Тамбова объединились против революции, которая попрала их интересы.

Подземная тюрьма (зиндан) в цитадели Нарын-кала

В крепости Нарын-кала есть подземная тюрьма, из которой невозможно сбежать: камеры-мешки глубиной 10 метров, площадью до 20 м2 имели наклонные стены по принципу кувшина или пирамиды.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!