Порт города Серпухова

Время прочтения: мин.

г. Серпухов, Краснофлотский пер., д. 5

GPS: 54.897526 , 37.399623

Порт Серпухова родился из маленькой пристани, возведенной в XIX веке для строительства моста через Обь. Купец Ципулин организовал пароходные перевозки по реке, после чего в Серпухове построили порт.

История

Речное судоходство сыграло важную роль в истории и экономике Серпухова. Городской порт расположен на реке Наре недалеко от Введенского женского монастыря.

Пристань Ока

В 1867 году в ходе строительства железнодорожной ветки Серпухов — Тула пришлось построить железнодорожный мост через Оку. Для транспортировки к месту строительства металлических конструкций, изготовленных в Коломне, на Оке была построена первая в городе пристань, которая так и называлась — пристань Ока.


Пароходство на Оке. 1903–1910 гг.

Пароходы Ивана Ципулина

В конце XIX века, благодаря известному калужскому купцу и благотворителю Ивану Козьмичу Ципулину, в Серпухове появился настоящий порт. В 1872 году Ципулин организовал пассажирское и буксирное судоходство по Оке от Калуги до Серпухова, а в 1873 году — от Калуги до Каширы. К началу XX века в пароходстве Ципулина было семь судов — четыре пассажирских и три буксирных. Порт Серпухова был востребован и быстро развивался. Многие грузы, поступавшие в город по Оке, затем отправлялись в Москву и другие города по железной дороге. Большой популярностью пользовались и пассажирские суда.


Открытие станции «ОКА». 1909–1910 гг.

Речное пароходство на Оке

В 1919 году пароходство Ципулина было национализировано, флот Верхней Оки вместе с портом Серпухова вошел в систему Московско-Окского управления речного транспорта. В 1931 году в этой системе было выделено Верхне-Окское районное управление, в 1936 году на его базе было создано четыре самостоятельных подразделения: пристань Серпухов, пристань Калуга, судоремонтные мастерские и технический участок.

Пришвартованный пароход «Алексин» на реке Оке у Серпухова. 1929–1955 гг.

Недалеко от пароходной пристани И.К. Ципулина в Калуге. 1911–1913 гг.

Расцвет речного пассажирского пароходства в Серпухове приходится на 1960–1970-е годы. Были закуплены новые пассажирские суда, в том числе скоростные теплоходы типа «Заря». Большой популярностью пользовались маршруты Серпухов — Коломна, Серпухов — Калуга, Серпухов — Алексин и другие. Дачники особенно полюбили скоростную «Зарю», на которой можно было быстро добраться из Серпухова до своего дачного участка, заехать в Поленово или Тарусу и просто покататься по Оке. В 2021 году речные прогулки были приостановлены. Сохранились лишь рейсы по маршруту Серпухов — Сады.

Пассажирский параход «Алексин» дореволюционной постройки национализированный на Верхней Оке

Грузовые суда перевозили через Серпухов гравий и щебень с Верхней Оки на такие значимые строительные объекты, как Металлургический завод города Ступино, Каширская ГРЭС и другие.

Порт и Яхт-клуб в Серпухове

Порт Серпухов

В 1975 году Верхне-Окский участок был переименован в порт Серпухов Московского речного пароходства. Сегодня порт не только осуществляет пассажирские и грузовые перевозки, но и ведет добычу и поставку минерально-строительных материалов предприятиям Московской, Калужской и Тульской областей. В порту есть собственная современная лаборатория для оценки качества песка и гравия. В 2010 году на базе порта был создан яхт-клуб «Серпухов».



Похожие места

Мельница Ивана Ивановича Кузьмина

В начале XX века в Бугульме хлебный рынок начал активно развиваться, в связи с чем в 1911 году Иван Кузьмин построил крупную мельницу. Оснащённая современным оборудованием и размещённая в центре города, она стала важным производственным предприятием, продукция которого использовалась для нужд армии во время Первой мировой войны. Мельница сохранилась до наших дней.

Южноуральский никелевый комбинат

История одного из промышленных гигантов Орска — никелевого комбината — началась 29 апреля 1935 года. В этот день после обследования расположенной неподалеку от Орска Халиловской группы месторождений, известной с начала XX века богатством полезных ископаемых, и Кимперсайского месторождения в Западном Казахстане было принято решение о строительстве Орского никелевого комбината.

Жигулёвская ГЭС (ранее — Куйбышевская ГЭС, Волжская ГЭС им. В. И. Ленина)

Жигулёвская ГЭС, построенная в 1955 году — вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!