Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»

Время прочтения: мин.

г. Северодвинск, Архангельское ш.

GPS: 64.576066 , 39.821778

Датой основания «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года — день, когда на его стапелях заложили первый линкор. Сегодня здесь строятся атомные подводные ракетоносцы. В 1971 году при заводе открылся музей.

История

Завод Севмаш — градообразующее предприятие Северодвинска. Здесь производят атомные подводные лодки и продукцию военно-промышленного комплекса. В ста производственных подразделениях сегодня трудится порядка 28 тысяч человек.

Строительство предприятия

По приказу наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, «крупное судостроительное предприятие по строительству кораблей всех классов и назначения» начали возводить в 1936 году как «завод № 402». Стройка развернулась на землях бывшего Николо-Корельского монастыря, на северных заболоченных почвах, в условиях полного бездорожья, отсутствия жилья и какой-либо промышленной инфраструктуры.


Николо—Корельский монастырь в Северодвинске. Начало ХХ в.

Благодаря энергии и организаторскому таланту руководителя стройки и первого директора завода, Ивана Тарасовича Кирилкина, за первые же полтора года были достигнуты выдающиеся результаты. Возникли две улицы домов рабочего поселка Судострой, были построены обеспечивающие предприятия — бетонный и кирпичный заводы, арматурный цех, механические мастерские, железная дорога. Начали возводить сам завод.


Иван Тарасович Кирилкин (1890—1942)

После того как строительство передали в ведение НКВД, основной рабочей силой стройки стали тысячи заключенных вновь образованного Ягринлага. Бывшие среди них видные инженеры-кораблестроители из Ленинграда, Севастополя, Таганрога, Николаева — Альбов, Гавриленко, Кольбэ, Розенфланц и другие — внесли весомый интеллектуальный вклад, чтобы создать новое предприятие.

Строительство цехов завода «Севмаш».1938 г.

Крупнейший в мире центр атомного судостроения

Датой основания «Севмаша» считается 21 декабря 1939 года — день, когда на его стапелях заложили линкор «Советская Белоруссия». Хотя полномасштабное серийное производство боевых кораблей началось здесь в сентябре 1941 года закладкой четырех первых морских охотников. Северным машиностроительным предприятием, или «Севмашем», завод стал называться с 1959 года. Вскоре он превратился в крупнейший в мире центр атомного подводного судостроения.

За все время существования на нем в общей сложности было построено 45 боевых надводных кораблей, 128 атомных и 35 дизель-электрических субмарин. За постсоветское 30-летие для иностранных заказчиков здесь произведено более сотни военных и гражданских судов различного класса и назначения — подводные лодки, авианосец, буксиры, понтоны, баржи, рыборазводные заводы, яхты. А для отечественного нефтегазового комплекса — крупнотоннажные средства добычи нефтегазовых ископаемых на шельфе Северного Ледовитого океана.


Строительство подводной лодки. Проект «Дельфин».

Современный вид завода «Севмаш».

Предприятие сегодня

Сегодня «Севмаш» строит атомные подводные ракетоносцы уже четвертого поколения, проектов «Ясень» и «Борей», а также АПЛ-носители подводных беспилотников «Посейдон». Завод занимает более 300 гектаров, к его главному корпусу ведет Аллея Героев с мемориальными плитами его выдающихся сотрудников. На закрытой для посторонних территории предприятия — памятные доски с описанием полученных им государственных наград, мемориал 354 заводчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Экспозиция музея завода «Севмаш».



Музей при заводе

В 1971 году здесь открылся заводской музей, в четырех залах которого показаны история города и завода, модели построенных на нем кораблей и судов. В числе посетителей музея — высшие руководители страны — Леонид Ильич Брежнев, Борис Николаевич Ельцин, Владимир Владимирович Путин, Дмитрий Анатольевич Медведев, министры, космонавты.



Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Николо-Корельский_монастырь

Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кирилкин,_Иван_Тарасович

Источник: © Retro View of Mankind's Habitat [Электронный ресурс]: https://pastvu.com/p/371084

Источник: © Интернет-журнал RussiaPost [Электронный ресурс]: https://www.russiapost.su/archives/313168

Источник: © Музей Подводников [Электронный ресурс]: https://музейподводников.рус/севмаш-уникальный-завод-по-строител/

Источник: © КОРПОРАТИВНЫЙ МУЗЕЙ | Всероссийский конкурс [Электронный ресурс]: https://corporate-museum.ru/project/cd3d08a4/

Похожие места

Железная дорога, которая появилась благодаря открытию нефтяных месторождений

В первой половине XX века в Стерлитамаке построили железную дорогу. Она стала необходима для транспортировки нефти.

Площадь Металлургов в Череповце

Площадь Металлургов в Череповце получила свое имя в 1952 году. Здесь проводили праздники и демонстрации, а по периметру построили шесть элитных домов для советской номенклатуры.

Бывшая контора Каменского казенного чугунолитейного завода — ныне здание Каменск-Уральского краеведческого музея 

Здание бывшего управления Каменского казенного чугунолитейного завода — главный архитектурный символ старого Каменска с 200-летней историей. Сейчас здесь находится краеведческий музей. 

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!