Работы художников Осташкова

Время прочтения: мин.

Изобразительное искусство в Осташкове активно развивается со второй половины XVII века. В тот период стал особо востребован труд мастеров-живописцев.

История

Одним из первых известных осташковских художников является Макарий Митин-Потапов, участвовавший в оформлении «Титулярника» 1672 года с портретами российских государей. Во второй половине XVIII века в Осташкове насчитывалось не менее 40 живописцев (для сравнения, в Твери их было 11).

Портрет Макария Митина-Потапова

Наибольшую популярность получил купеческий портрет — жанр, занимавший ведущие позиции в провинциальном изобразительном искусстве Нового времени. Многочисленные портреты, сохранившиеся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Музея тверского быта, Тверского государственного объединенного музея, Тверской областной картинной галереи, Тульского областного художественного музея, Осташковского краеведческого музея, Национального художественного музея Республики Беларусь, демонстрируют сходные черты в изображении осташковских купчих и мещанок. Это парадные портреты, на которых модели изображены в характерных предметах местного костюма — кокошниках-«головках», душегреях, жемчужных серьгах с горизонтальными подвесками.

Портрет купчихи сидящей в кресле. XIX в.

Ирина Семёновна Шатилова

Большинство авторов портретов жителей Осташкова анонимны. Получили известность художники — представители творческих династий, трудившиеся не только в Осташкове, но и в других городах. Таковы династии Титиных-Потаповых, Веригиных, Колокольниковых, происходивших из села Кравотынь. Наибольшую известность получили Мина Лукич Колокольников (1707–1775) и Яков Михайлович Колокольников-Воронин (1782–1845). Мина Лукич — один из видных живописцев столицы, автор многочисленных портретов придворных, оформления парадных торжеств и дворцов в Царском Селе. Наиболее известные работы — портреты Резановых, Яковлева. Яков Михайлович Колокольников-Воронин — известный портретист. Его самая известная работа — автопортрет с женой и сыном. Им выполнена также серия из шести полотен (сохранилось два), посвященных приезду в Осташков Александра I в 1820 году.

Я. М. Колокольников-Воронин с женой и сыном

Портрет Саввы Яковлева. 1730-1740 гг.

Портрет А. М. Резанова

В 1836 году осташковская артель Герасима Семеновича Веригина работала над росписью Никольского собора в Великом Новгороде.

Известны также династии живописцев Уткиных (Еремей Уткин расписывал Воскресенский собор Осташкова, 1750 год); Верзиных (Илья Михайлович Верзин расписал Крестовоздвиженскую церковь Нило-Столобенской пустыни, 1780-е годы); Глазухиных (выполняли росписи Богоявленского собора Нило-Столобенской пустыни, 1830 год).

Воскресенский собор в Осташкове

Похожие предметы

Журавинское кружево — старинный промысел ряжских селений

Ряжская земля славилась самобытным народным ремеслом — журавинским кружевом, которое отличалось сложным рисунком плетения и тончайшими нитями. Секреты мастерства кружевницы передавали по наследству.

Театральные афиши к спектаклям по произведениям Аркадия Гайдара

В собрании Льговского мемориального музея хранятся афишы в виде простых информационных листов. Но встречаются также и настоящие произведения искусства.

Кузнечное дело

Кузнецы села Нарышкина славились своим мастерством. Искусство ковки передавалось от отца к сыну, формируя целые династии кузнецов. Их произведения до сих пор служат украшением улиц Кузнецка.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!