GPS: 55.794361 , 37.588126
Материалы подготовлены ИРИ РАН
Эту дорогу задумал строить Савва Иванович Мамонтов, председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. К этому времени он уже был известен и как крупный предприниматель, построивший дорогу Москва — Архангельск, и как меценат. В его имении Абрамцево сложился художественный кружок, в котором участвовали такие живописцы, как Виктор Михайлович Васнецов, Михаил Александрович Врубель, Василий Дмитриевич Поленов, Илья Ефимович Репин, Валентин Александрович Серов и другие.
Савва Иванович Мамонтов
В Москве Мамонтов открыл Русскую частную оперу, в которой в полной мере раскрылся певческий талант Фёдора Ивановича Шаляпина. Вкладывал Мамонтов средства и в архитектурные шедевры, например в строительство гостиницы «Метрополь» в Москве. Однако увлеченность многообразными предпринимательскими и художественными проектами привела его к банкротству. Поэтому строительство вокзала приостановилось, а поезда до Савёлова первоначально шли от станции Лосиноостровская, куда пассажиры следовали с Ярославского вокзала и где им было нужно делать пересадку на построенную ветку. В конце концов железная дорога перешла в собственность государства, и в 1902 году построили вокзал.
Гостиница «Метрополь». 1905-1915 гг.
Место для вокзала на окраине города было выбрано исходя из необходимости сэкономить деньги. Оно находилось у Бутырской заставы, сразу за городской чертой. Московская городская дума, узнав о предстоящем строительстве, тут же поспешила включить в пределы Москвы часть пригородных земель села Бутырки. Как и некоторые другие вокзалы, первоначально здание Савёловского вокзала (до 1912 года — Бутырского) было небольшим и не слишком выразительным, а пассажирский поток по железнодорожной ветке протяженностью около 130 километров был довольно незначительным.
Бутырская застава. 1905-1910 гг.
В 1920-х годах Илья Ильф и Евгений Петров в своем знаменитом романе «Двенадцать стульев» писали:
…Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савёловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, работники Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково.
В 1918 году от Савёлова до Калязина построили новую ветку, а спустя три года ее продолжили до Кашина на противоположном берегу Волги. В результате Москва получила резервный маршрут, соединявший ее с Петроградом. До 1999 года из Москвы можно было добраться до Ленинграда (Санкт-Петербурга) за почти сутки, но весь этот путь преодолевали лишь любители экзотических путешествий. В основном на поезде, следовавшем по этому маршруту, добирались до конечных пунктов жители Калининской (ныне — Тверской) и Новгородской областей.
Савёловский вокзал. 1903 г.
Со временем поток пассажиров возрастал, а здание вокзала ветшало. В 1987–1992 годах его реконструировали, сделав двухэтажным. К вокзалу проложили линию метро, и в 1988 году открылась станция «Савёловская». В 2012 году вокзал модернизировали — он стал отвечать современным требованиям комфорта. В настоящее время он обслуживает только пригородные поезда, следующие до конечной станции Савёлово города Кимры, до Дубны и до более близких станций.
Савёловский вокзал. Наше время
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Retro View of Mankind's Habitat
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»