История зарождения Шатуры

Время прочтения: мин.

Город Шатура появился благодаря строительству электростанции на торфе. Инженеры Радченко и Винтер сыграли ключевую роль в реализации этого проекта, который привёл к созданию не только электростанции, но и благоустроенного поселка, а затем и города.

История

Своим появлением на карте страны Шатура обязана электростанции, которая дала будущему городу не только жизнь, но и имя.

История электростанции начиналась в тяжёлые годы Первой мировой и Гражданской войн — в глухих местах, среди густых лесов и топких болот. Именно эти болота с их огромными запасами торфа вдохновили инженеров и политиков на строительство электростанции.

Торф — не самое эффективное топливо, но зато в болотистых лесах его в избытке, и лежит он буквально под ногами. Весной 1917 года, после Февральской революции, в условиях топливного кризиса, вызванного войной, Московская городская управа пригласила инженера Ивана Ивановича Радченко возглавить торфяное хозяйство Московской губернии.

Радченко отправился на Шатурские болота, которые оказались невероятно богаты торфом. Однако едва начавшиеся подготовительные работы по разработке были прерваны из-за нехватки финансирования.



После Октябрьской революции Радченко вспомнил, что он не только инженер, но и революционер, лично знакомый с В. И. Лениным. В ноябре 1917 года Радченко отправился в Петроград, где встретился с Лениным, возглавлявшим Совет народных комиссаров.

В условиях, когда уголь Донбасса и бакинская нефть были труднодоступны, Ленин быстро оценил идею использования торфа в качестве топлива и одобрил план строительства большой торфяной электростанции. Месяцем позже Ленин принял ещё одного инженера — Александра Васильевича Винтера, уже имевшего опыт строительства электростанции на торфе в посёлке Электропередача (ныне город Электрогорск). 



Весной следующего года Радченко был назначен председателем Главторфа — Главного управления торфяной промышленности, а Винтер — начальником строительства Шатурской электростанции. Было принято решение сначала построить маломощную опытную станцию, чтобы опробовать технологии преобразования энергии, получаемой при сжигании торфа, в электрическую. Для обеспечения строительства и разработки торфяных залежей была проложена 45-километровая линия электропередачи из подмосковного города Орехово-Зуева. 



Строительство станции началось в 1919 году, а 25 июля 1920 года состоялось её торжественное открытие. 


Параллельно со строительством станции возводились посёлки для строителей, торфяников и будущих энергетиков — Шатурстрой, Шатурторф и Чёрное Озеро. Руководил процессом тогда уже известный архитектор Леонид Александрович Веснин. 

В посёлках строились бараки для рабочих, малоквартирные дома типа коттеджей для специалистов и квалифицированных энергетиков, гостиница, школа, бани. 



При утверждении сметы на строительство поселка представитель финансового ведомства был недоволен стоимостью одного барака в 4000 рублей и потребовал сократить её вдвое. Ленин поинтересовался у Радченко, строил ли тот раньше бараки. Получив утвердительный ответ, Ленин задал такой же вопрос финансисту. Последний не имел подобного опыта. Вопрос был решён в пользу Радченко. 


Таким образом, к моменту ввода электростанции в эксплуатацию рядом с ней уже появился благоустроенный посёлок, окружённый сосновым лесом.

К 1923 году стало ясно, что экспериментальная Малая Шатура оказалась успешной, и началось строительстве Большой Шатуры. Оно продолжалось около двух лет, и 6 декабря 1925 года состоялся торжественный запуск первого генератора. На митинге было объявлено, что станция будет носить имя В. И. Ленина.



В 1928 году произошло объединение поселков Шатурстрой, Чёрное Озеро и села Торбеево в посёлок Шатура. Через восемь лет посёлок стал городом.



Похожие истории

Всемирная шахматная Олимпиада 1998 года в Элисте

В 1998 году в Элисте прошла Всемирная шахматная Олимпиада. На нее из 107 стран мира приехали тысячи шахматистов. Главное здание олимпийской деревни – Дворец шахмат. По сей день он привлекает внимание гостей столицы.

Легенда о старогородском пирожке

Орские пирожки производства Орского мясокомбината помогли горожанам выжить в Великую Отечественную войну. Стоили они всего 4 копейки. Память о них закрепили в одноименных регулярных гастрономических фестивалях.

Полеты над Ряжском — легенды о местных «Икарах»

Известны предания о двух уроженцах Ряжского края, которые пытались преодолеть земное притяжение с помощью самодельных крыльев. Но правда это или вымысел?
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!