Лысьвенская эмалированная посуда — символ города XX века

Время прочтения: мин.

Владелец Лысьвенского металлургического завода Павел Шувалов в XX веке придумал изготавливать эмалированную посуду. Для этого он даже пригласил польских специалистов. Сегодня такая посуда — символ Лысьвы.

История

Лысьвенская эмаль является одним из символов-артефактов города с начала ХХ столетия. Идея производства на принадлежавшем ему предприятии металлической эмалированной посуды — удобной в использовании, красивой и долговечной — принадлежала графу Павлу Петровичу Шувалову, самому известному из владельцев Лысвенского металлургического завода.

Лысьвенская эмалированная посуда

Именно он пригласил в Лысьву польских специалистов, в течение нескольких лет налаживавших производство. Первая партия эмалированной посуды была изготовлена 14 сентября 1913 года. Польские мастера скрывали от местных работников свои секреты, а с началом Гражданской войны и вовсе покинули Россию, увезя с собой всю техническую документацию. Тем не менее, в 1921 году химику-технологу Евгению Куклину, ученику Дмитрия Ивановича Менделеева, удалось заново открыть состав эмали и технологию ее изготовления.

Лысвенский металлургический завод

Эмаль — это не краска, а твердое стекловидное покрытие, которое украшает изделие и защищает металл от коррозии и повреждений. Эмалирование осуществляется в несколько этапов: металлическому изделию придают нужную форму, тщательно очищают его от загрязнений, наносят грунт, просушивают его и обжигают посуду. Затем изделие покрывают эмалью, при необходимости наносят рисунок — и заново обжигают.

Лысьвенская эмалированная посуда

Лысьвенская эмалированная посуда

Музейный экспонат эмалированной посуды в Лысьве

Первоначально изделия были однотонными и существовало всего несколько вариантов их окрашивания. По мере совершенствования технологии эмалирования стал возможным выпуск посуды любого цвета (или с любыми сочетаниями цветов), а с 1920-х годов на эмаль начала наноситься роспись.

Музейный экспонат эмалированной посуды в Лысьве

Музейный экспонат эмалированной посуды в Лысьве

Музейный экспонат эмалированной посуды в Лысьве

Наряду со стандартной продукцией, предназначенной для массового потребления, в Лысьве изготавливались уникальные изделия с ручной росписью по эмали. На предприятии работали талантливые художники, создававшие произведения искусства — Афанасий Сакуров, Степан и Елена Колюпановы и многие другие.

Лысьвенская эмалированная посуда

Лысьвенский музей в декабре 2014 года (в рамках проекта «Музейный центр в доме графа Шувалова» программы «Инженеры культуры») создал экспозицию «Секреты лысьвенской эмали», повествующую об эмали как о промышленном бренде, так и о ювелирном и художественном искусстве и даже как о средстве пропаганды и агитации.

Музейный экспонат эмалированной посуды в Лысьве

Похожие истории

Церкви Введения Богородицы во Храм и Параскевы Пятницы на подоле

У Троице-Сергиевой лавры с XV века расположены две церкви — Введения Богородицы во храм и Параскевы Пятницы. В 1547 году храмы были перестроены в камне. После революции их закрыли, но в 1990-е вернули верующим.

Градостроительный шедевр — город-сад Кемерово

Советские архитекторы пытались воплотить в Кемерове мечту о городе-саде. Мечта включала в себя европейские дома усадебного типа для рабочих, озеленение города и развитую систему общественного транспорта.

Волховский розан. Градиентный мазок как метод

«Волховским розаном» называют народный промысел — художественную роспись по дереву, получившую распространение в XIX веке в деревнях на территории современного Волховского района Ленинградской области. Центром композиции всегда выступает розан, окруженный листьями и лепестками. Отсюда и название промысла.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!