Строительство Спасо-Всеградского собора в 1654 году

Время прочтения: мин.

В XVII веке Вологду поразила эпидемия чумы. Для избавления от заразы вологодцы придумали построить на Торговой площади храм, и сделать это за один день. Как только церковь была построена, чума отступила

Историческая справка

Одна из самых известных городских историй связана с событиями времен Алексея Михайловича.

В середине XVII столетия многие страны Европы охватила эпидемия бубонной чумы, а в 1654 году она обрушилась на русские города, не обошла беда стороной и Вологду. 1 сентября появились первые случаи заболевания. На протяжении семи недель эпидемия свирепствовала и унесла много жизней. Люди разного возраста и пола умирали внезапно и быстро, священники едва успевали погребать тела. Город опустел, жителей охватил ужас.

 

Поклонный крест

Народ потянулся в церкви, пытаясь с помощью молитв остановить несчастье, но это не помогало. И тогда было решено выстроить по примеру других русских городов обыденный (единодневный) храм во имя Всемилостивого Спаса. Архиепископ Вологодский Маркелл дал благословление. Местом для строительства выбрали Старую торговую площадь, на которую стянулось все население города и окрестностей, и около 11 часов ночи на 18 октября началась работа.



Возведение и освящение храма нужно было завершить до заката солнца. Каждый пытался принять участие в благочестивом подвиге: одни носили бревна, другие их обтесывали, третьи воздвигали строение, а те, кому не нашлось занятия, зажигали светочи и читали молитвы. К обеду основная часть работы была завершена. Иконы и прочую утварь принесли из других церквей. Архиепископ освятил храм и совершил в нем Божественную литургию, и с этого момента эпидемия прекратилась.

 


В тот же день жители Вологды, более 200 человек, составили «общественный приговор», которым брали на себя и своих потомков обязательство «на вечные времена» давать в Спасо-Всеградскую церковь ежегодно «на неугасимую лампаду — воск, на церковный обиход — свечи, ладан, вино церковное и на содержание причта — хлебную и денежную ругу». Подлинник этого документа был обнаружен в архиве Вологодской консистории в 1858-м. 23 октября 1654 года также за один день для храма была написана икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)», которая стала городской святыней и ныне хранится в Вологодском государственном музее-заповеднике.

 


День постройки стал почитаемым в Вологде праздником, а церковь — главным храмом. Ввиду того что она представляла собой небольшую простейшую конструкцию, спустя 30 лет возникла идея возведения каменного здания. Строительство началось в 1688-м и завершилось в 1698 году. При этом маленькую деревянную церковь не стали разрушать, она была оставлена внутри стен строящегося храма, в ней продолжались службы. В 1718-м каменная церковь была украшена фресками, в дальнейшем неоднократно достраивалась и перестраивалась, и уже в XIX веке утратила свой первоначальный облик. В 1895 году она получила статус собора.




В 1925-м, несмотря на многочисленные просьбы горожан, собор был закрыт, его обезглавили и переоборудовали в кинотеатр «Дом искусств», в 1937 году переименованный в кинотеатр имени Горького. В 1972-м его решили снести, сначала попытались взорвать, а когда не получилось, использовали танки. Интересно отметить, что в 1974 году, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР, уничтоженный Спасо-Всеградский собор был поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения (исключен из списка в 1997-м). В 1997 году на месте алтарной части храма установлен поклонный крест, выполненный по образцу средневековых запрестольных крестов.



Кинотеатр Горького




Похожие истории

Генеральный план Рязани 1780 года. О чем может поведать старый план города

Генеральный план города может многое поведать о его истории и судьбе. Рязань получила его от столичных архитекторов, но рельеф местности, технический прогресс и сама жизнь внесли свои коррективы.

Армавирские особняки

Немалая часть уникальной архитектуры Армавира рубежа XIX–XX веков уничтожена во время Великой Отечественной войны или обезображена поздними переделками. Но сохранившиеся памятники и старые фотографии позволяют представить великолепие города, называемого прежде «маленьким Парижем».

Распространение ислама и главные мечети Астрахани

Ислам распространен в Нижнем Поволжье еще с VIII века, сейчас в Астрахани около 60 мусульманских общин. Среди главных мечетей города — Белая мечеть в стиле позднего классицизма.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!