Небольшой промышленный город в Челябинской области называют «трамвайной столицей России», поскольку крупнейшим предприятием Усть-Катава является его вагоностроительный завод.
Первый трамвай усть-катавцы собрали в далёком 1901 году. Он был открытого типа и предназначался для Тифлиса (Тбилиси). Тогда транспорт Тифлиса переходил от устаревшей конки (трамвайных вагонов, движущей силой которых были лошади) к современным электрическим трамваям. Первыми там появились вагоны из Бельгии. Узнав об этом, бельгийские управляющие усть-катавским заводом увидели хорошие перспективы для местного производства. После этого на заводе был собран первый экспериментальный образец открытого трамвая. Предназначенный для жаркого Тифлиса, он имел открытый верх.
Тифлис. Электрический трамвай и Караван-сарай Тамамшевых. 1909–1917 гг.
Пиковой мощности производства завод достиг в 1960-е гг. В то время там появилось собственное конструкторское бюро, занявшееся разработкой новых моделей трамваев. Это позволило заводу обновить продукцию. Высокопольные трамваи КТМ-5 стали массово выпускаться там с 1963 года. Доработанная версия КТМ-5МЗ довольно долгое время, с 1969-го по 1997 год, производилась для внутреннего рынка страны, на экспорт эта модель не шла. Усть-катавские трамваи КТМ-5 перевозили пассажиров в региональных городах, их обслуживали 87 трамвайных хозяйств страны. В Москву, Минск, Ригу и другие крупные города вагоны серии КТМ-5 не поставлялись. Разработанная в Усть-Катаве модель трамвая имела настолько большой запас прочности, что их до сих пор можно встретить на линиях нескольких десятков российских городов. По мощности они тоже превосходили своих конкурентов — трамваи ленинградского и рижского заводов.
Трамвай КТМ-5 на испытаниях в г. Челябинске
У сверхпланового трамвайного поезда, изготовленного
из сэкономленных деталей и материалов комсомольцами и молодёжью У-КВЗ в подарок ХIII съезду ВЛКСМ. 1958 г.
Общее количество выпущенных здесь после 1963 года трамваев серии КТМ-5 достигает без малого 15 тысяч экземпляров. Второе место по массовости выпуска занимает чешская «Татра». На её мощностях было изготовлено чуть более 14 тысяч трамвайных вагонов в период с 1962-го по 1999 год.
Трамвай едет по лесу в Усть-Катаве
В 1973 году для испытаний своей продукции у завода появилась специальная трамвайная линия. Она достигает в длину 4 километра, и трамваи проходят на ней повороты малого радиуса и преодолевают самый большой уклон в России и СНГ. Удивительно, но в городе, основным предприятием которого является вагоностроительный завод, так и не было налажено движение трамваев.