Василий Васильевич Верещагин (1842–1904)

Время прочтения: мин.

Живописец, баталист

История

Василий Верещагин появился на свет в Череповце в старинной, но небогатой дворянской семье. Подлинной малой родиной художника стало родовое имение Пертовка под Череповцом, ныне затопленное водами Рыбинского водохранилища.


Дом–музей В.В. Верещагина

Учился Василий Васильевич в петербургской Академии художеств, потом во Франции у Жана-Леона Жерома и в Парижской академии. Туркестанская серия картин, сделавшая своему автору имя в искусстве, стала итогом многолетних путешествий по Средней и Центральной Азии, Сибири.


Василий Верещагин. Фотография из VI тома «Военной энциклопедии» (1911 г.)

Картины и больше сотни рисунков, созданные в 1871–1873 годах, произвели фурор в Европе прежде всего своим натурализмом, порой отталкивающим. Таков «Апофеоз войны» (1871), родившийся то ли из легенд о Тамерлане, то ли из ужасов подавления дунганского мятежа в Западном Китае, которые Верещагин наблюдал своими глазами.

Апофеоз войны. 1871 г. Холст, масло. Художник В.В. Верещагин. Государственная Третьяковская галерея

Итогом участия в русско-турецкой войне (1877–1878) стали ранение, едва не стоившее художнику ноги, Балканская серия картин и книга воспоминаний о М. Д. Скобелеве. Знаменитого «белого генерала» Верещагин знал еще по Туркестану и был с ним в хороших отношениях.

 

В 1880-е Василий Васильевич собирал в Индии впечатления для очередной серии, в Сирии и Палестине посещал евангельские места. Из этих путешествий появилась его «Трилогия казней», включавшая три огромных полотна: «Распятие на кресте во времена владычества римлян» (1887), «Казнь из пушек в Британской Индии» и «Казнь заговорщиков в России» (обе — 1884).


В. Верещагин во время первой поездки на Кавказ. 1863 г.

Распятие на кресте у римлян. 1887 г. Холст, масло. Художник В.В. Верещагин. Частное собрание

Подавление индийского восстания англичанами. 1884 г.

Казнь заговорщиков в России. 1884—1885 гг. Холст, масло. Художник В.В. Верещагин. Музей политической истории России

Монументальный цикл 1890-х «Наполеон I в России» из 20 картин был не столько батальной, сколько исторической живописью. К событиям Отечественной войны 1812 года художник обращался не как наблюдатель, но как мыслитель, можно сказать, исследователь.

31 марта 1904-го Верещагин, верный привычке быть в гуще изображаемых событий, встретил в Порт-Артуре — на броненосце «Петропавловск» вместе с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Этот день стал в жизни Василия Васильевича последним: броненосец подорвался на мине и мгновенно затонул.


Эскадренный броненосец «Петропавловск» на Кронштадтском рейде. Конец 1899 г.

Череповец при жизни художника-путешественника не был обласкан его вниманием. Покинув родные места в раннем возрасте, Верещагин, видимо, не питал к ним глубокой привязанности. Тем не менее память о Василии Васильевиче в Череповце сохранялась всегда.


Бюст В.В. Верещагина на площади Металлургов. 2022 г.

В 1957 году на площади Металлургов был установлен бюст Верещагина (скульпторы Борис Васильевич Едунов и Алексей Михайлович Портянко, архитектор А. В. Гуляев). Именем художника была названа одна из череповецких улиц. В 1984-м дом, где родился художник, стал мемориальным музеем.



Похожие личности

Андрей Николаевич Тихонов

Ведущий советский и российский математик и геофизик, возглавлял одну из расчетных групп по созданию ядерного оружия.

Матвей Иванович Платов

Матвей Иванович Платов — наказной атаман Донского казачьего войска (1801), граф, генерал от кавалерии, герой Отечественной войны 1812 года, почетный доктор права Оксфордского университета, основатель Новочеркасска.
Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!