GPS: 53.959495 , 32.845731
Первая и при этом весьма необычная достопримечательность Рославля при въезде в город на автомобиле со стороны Смоленска — водонапорная башня XIX века.
Наличие такой постройки или нескольких подобных конструкций служило по тем временам показателем успешности и развитости города. Рославль, как видим, соответствовал данному критерию.
Сама идея создания водонапорных башен была настолько простой в техническом исполнении, что быстро распространилась в начале XX века. К этому времени уже были и применялись для перекачки воды по трубам механические насосы. Теперь на смену им приходят гидравлические помпы, работающие на электричестве. Но для обеспечения работы городского водопровода мощности таких насосов было недостаточно, а конструирование значительных по мощности насосов было экономически нецелесообразно из-за крайне неравномерного разбора воды в течение суток. Первые такие аппараты еще не умели контролировать и регулировать текущий расход воды. Мощный насос расходовал бы воду крайне нерационально. Так и появилась идея водонапорных башен.
Водонапорная башня в Рославле
Для постройки башни выбиралось наиболее высокое место в городе. В Рославле она как раз стоит на таком месте.
В верхней части башни размещался большой резервуар для воды. Уровень, на который устанавливался этот бак, должен был быть выше самого высокого здания, куда предполагалась подача воды для создания максимального давления под массой столба воды в башне. К резервуару подводились трубы от незначительной по мощности насосной станции, постепенно наполняющей резервный бак.
Водонапорная башня в Рославле. 1942 г.
В первый период эпохи водонапорных башен при их возведении использовали кирпич и древесину. Из кирпича, как из более прочного материала, строили контур башни, а из древесины — верхний этаж. Она была легче и лучше предохраняла воду от замерзания в зимний период. Деревянная верхушка башни обычно украшалась резными арками, стены декорировались.
Башня в Рославле соответствует всем этим канонам. Мощный круглый цоколь первого уровня из крупных обработанных блоков продолжается высокой средней каменной частью башни, декорированной продольными выступами и арочными нишами. Третья, верхняя часть башни сделана из дерева с небольшими оконными проемами разной формы и с пологой металлической круглой крышей. Башня воспринимается не как массивное техническое сооружение, а как своего рода сказочное архитектурное ваяние.
Водонапорная башня в Рославле
Однако такого рода водонапорные башни в советское время возводиться не будут, их вытеснят выполняемые исключительно из металла типовые башни конструкции инженера Антона Александровича Рожновского, созданной им в 1936 году, за что в 1942-м ему была вручена Сталинская премия. Собирать такую конструкцию из типовых заводских деталей можно было непосредственно на площадке буквально за несколько дней.
Водонапорная башня Рожновского
Типовой проект фундамента для башни Рожновского
Башни Рожновского были актуальны и для Рославля, поскольку изначально их разработали для быстрой заправки водой паровозов на железнодорожных станциях. Затем они получили массовое распространение по всей стране, особенно в сельской местности.
Первые водонапорные башни остались как артефакты и достопримечательности, как, например, в Рославле.
Водонапорная башня в Рославле
Источник: © Информационный интернет-портал «Travelsoul»
Источник: © Cборник культурно-исторических достопримечательностей Культурный туризм
Источник: © Wikiway - путеводитель по странам, городам и достопримечательностям
Источник: © Информационный портал «Заметки путешественника»
Источник: © Стройтех-МСК - интернет-магазин
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»
Источник: © Социальная сеть «Одноклассники»