Вокзал Сергиева Посада. Детище семьи Мамонтовых

Время прочтения: мин.

г. Волхов, Привокзальная пл.

GPS: 56.302001 , 38.136844

Сергиев Посад издревле был местом паломничества. Открытая в 1862 году железная дорога только усилила приток верующих. В том же году открыли деревянный вокзал, богато украшенный резьбой.

История

В Сергиев Посад издревле устремлялись паломники. Когда-то они шли на поклон к преподобному Сергию пешком. Даже русские цари, прибывая на богомолье, совершали от села Клементьево до Лавры пешее путешествие. Сегодня до Сергиева Посада можно быстро и удобно доехать на поезде.

Вокзал Сергиева Посада. 1910–1914 гг.

Открытие железной дороги и станции Сергиево

Железнодорожная линия Москва — Сергиев протяженностью 66 верст (около 70 километров) стала одной из первых частных железных дорог России. Она была построена в рекордные сроки — всего за два года (1860–1862), в строительстве участвовали более шести тысяч рабочих. Первых пассажиров на станции второго класса Сергиево торжественно встретили 18 августа 1862 года.

Станция Сергиево в Сергиевом Посаде. 1862 г.

Идея строительства принадлежала почетному гражданину Сергиева Посада Ивану Федоровичу Мамонтову, который и стал одним из главных акционеров этого предприятия. Ему удалось привлечь к делу другого промышленника и общественного деятеля — Федора Васильевича Чижова. Сегодня его имя носит скоростной комфортабельный поезд-экспресс, курсирующий по маршруту Москва — Александров. Проект строительства был разработан видным инженером Андреем Ивановичем Дельвигом.

Савва Иванович Мамонтов. 1878 г.

Федор Васильевич Чижов

Андрей Иванович Дельвиг. 1882 г. Художник – Илья Ефимович Репин

Открытие железной дороги до Сергиева вызвало большой общественный резонанс, способствовало усилению притока паломников, кустарей-ремесленников, торговцев, укрепило связи города с ярмарками в других регионах страны. С удовлетворением и радостью отзывался о поездке по ней один из первых пассажиров — митрополит Московский Филарет (Дроздов).

Станция Сергиево в Сергиевом Посаде. 1862 г.

Семейное дело Мамонтовых

Уже в первые годы работы железная дорога показала себя как чрезвычайно выгодное предприятие. Акционеры добились разрешения на продолжение строительства сначала до Ярославля, а затем до Вологды и Архангельска, а также линии на Кострому. В 1870-е годы Московско-Ярославская железная дорога стала фактически семейным предприятием Мамонтовых, все дела взял в свои руки сын основателя — Савва Иванович (1841–1918). Он вспоминал, что с детства наблюдал за движением паломников по городу и даже высчитывал потенциальный пассажиропоток вместе с отцом, когда тот только задумался о строительстве железной дороги.

Савва Иванович Мамонтов. 1878 г.

Современники отмечали энтузиазм и увлеченность Саввы Ивановича, его бескорыстность. В 1999 году на Привокзальной площади Сергиева Посада был открыт памятник Савве Мамонтову по проекту скульптора Валентина Александровича Чухаркина. Сидя в кресле в свободной позе, закинув ногу на ногу, промышленник словно приветствует гостей города.

Памятник Савве Ивановичу Мамонтову на привокзальной площади Сергиева Посада. 2013 г. Автор – Васин Алексей

Семейное дело Мамонтовых

Уже в первые годы работы железная дорога показала себя как чрезвычайно выгодное предприятие. Акционеры добились разрешения на продолжение строительства сначала до Ярославля, а затем до Вологды и Архангельска, а также линии на Кострому. В 1870-е годы Московско-Ярославская железная дорога стала фактически семейным предприятием Мамонтовых, все дела взял в свои руки сын основателя — Савва Иванович (1841–1918). Он вспоминал, что с детства наблюдал за движением паломников по городу и даже высчитывал потенциальный пассажиропоток вместе с отцом, когда тот только задумался о строительстве железной дороги.

Савва Иванович Мамонтов. 1878 г.

Современники отмечали энтузиазм и увлеченность Саввы Ивановича, его бескорыстность. В 1999 году на Привокзальной площади Сергиева Посада был открыт памятник Савве Мамонтову по проекту скульптора Валентина Александровича Чухаркина. Сидя в кресле в свободной позе, закинув ногу на ногу, промышленник словно приветствует гостей города.

Памятник Савве Ивановичу Мамонтову на привокзальной площади Сергиева Посада. 2013 г. Автор – Васин Алексей

Станция в советское время и сегодня

В 1933 году железнодорожная линия и вокзал Сергиева Посада (в те годы — Загорска) были электрифицированы, к крупным предприятиям города и района были проложены дополнительные пути. Сегодня станция является одним из важных транспортных пунктов не только пригородного, но и междугороднего сообщения — здесь останавливаются поезда, следующие до Александрова, Балакирева, Ярославля, Вологды, Кинешмы, Архангельска, Северодвинска.

Железнодорожная станция Сергиев Посад. 2013 г.

Железнодорожный вокзал станции Сергиево был построен к открытию дороги в 1862 году и успешно выполнял свои функции более ста лет. Это было типовое деревянное здание на каменном фундаменте, богато украшенное резьбой. Лишь в середине 1990-х годов вокзал был разобран, а на его месте возведен новый — по образцу прежнего.

Железнодорожная станция Сергиев Посад. 2013 г.

Похожие места

Историческая справка о городском железнодорожном вокзале

Уссурийская (Дальневосточная) железная дорога - большой участок Транссиба, который начали строить в конце ХIХ в. Нынешнее здание вокзала в Уссурийске появилось в 1910 г. 

Историческая справка о железнодорожном вокзале

Железнодорожная станция в городе вошла в состав железных дорог России в 1871 году. Вокзал Каменск-Шахтинска представляет собой типовое здание 1950-х. 

Вокзал станции Вышний Волочек

Станция III класса в Вышнем Волочке была открыта в августе 1849 года между узловыми станциями Бологое и Лихославль. В конце XIX века на месте деревянного вокзала возвели современный каменный, способный принимать больший пассажиропоток.


Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!