Станция Ступино относится к Московско-Рязанскому региону Московской железной дороги. Здесь останавливаются только пригородные поезда. Расстояние от станции Ступино до Павелецкого вокзала — 98 километров.
Железнодорожный вокзал Ступино. 2007 г.
В конце XIX и начале XX века в Российской империи активно велось строительство железных дорог, причем занимались этим в основном частные компании. Одной из крупнейших частных железнодорожных компаний было Общество Рязанско-Уральской железной дороги. Несмотря на то что эта дорога связывала 12 губерний, выхода на Москву у нее не было.
Состав для отгрузки продукции металлургического комбината в Ступино. 1939–1943 гг.
В конце XIX века правление дороги обратилось к правительству с ходатайством о разрешении постройки ветки Павелец — Москва. Соответствующее разрешение было получено в 1897 году, а в 1898-м было одобрено строительство линии от Москвы до Каширы — именно на этом отрезке располагается железнодорожная станция Ступино.
Станция Ступино. 2009 г.
Пусть к Ступину из Москвы начинается с Павелецкого вокзала. Если строительство самой железнодорожной ветки было выполнено даже с опережением, то возведение вокзала затянулось, поэтому первоначально поезда курсировали от станции Загорье (ныне Бирюлево-Товарная). Большинство исследователей полагают, что здание Павелецкого вокзала построили архитекторы Николай Александрович Квашнин и Юлий Федорович Дидерихс, автор проекта Рижского вокзала. Но иногда авторство приписывают архитектору Александру Федоровичу Красовскому.
Павелецкий вокзал
Вокзал представляет собой двухэтажное симметричное здание, вобравшее в себя множество элементов различных стилей. В настоящее время Павелецкий вокзал и площадь перед ним реконструированы с учетом современных потребностей пассажиров. Пассажиропоток составляет более 1000 человек в час.
Павелецкий вокзал
Участок Москва — Кашира заработал уже в 1900 году. Этот же год можно считать датой появления станции Ступино. В 1903 году было построено первое деревянное здание вокзала с перроном. В фонде Ступинского историко-краеведческого музея хранится фотография, сделанная 15 апреля 1915 года, на которой запечатлен железнодорожный деревянный полустанок Ступино.
Полустанок у деревни Ступино. 1915 г.
Современное здание вокзала на станции Ступино построено в конце 1930-х — начале 1940-х годов. Оно представляет собой переходное архитектурное решение от конструктивизма к сталинскому ампиру.
Станция Ступино. 2010 г. Автор – Галин Владимир Петрович
Дорога на Москву и близость Оки всегда делали Ступино важным транспортным пунктом, но появление здесь в начале ХХ века железной дороги дало большое преимущество для производственного развития территории. Так, для большой советской стройки — Электровозстроя — Ступино было выбрано во многом благодаря наличию железной дороги.
Станция Ступино. 2016 г. Автор – Сергей Николаев
В 1930-е годы железнодорожная сеть в Ступине была дополнена еще двумя станциями — Акри и Белопесоцкий. И если с названием второй все весьма очевидно — рядом со станцией стоит Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, то происхождение названия Акри доподлинно неизвестно. Существует версия, что это аббревиатура, которую можно расшифровать как «Акционерная компания Российской империи».