Незадолго до Первой мировой войны страну охватила «авиационная лихорадка», начались демонстрационные полеты, которые проводились в десятках городов страны, собирали тысячные толпы восторженных зрителей.
Пионеров отечественной авиации — Михаила Ефимова, Александра Васильева, Сергея Уточкина, Петра Нестерова — чествовали как национальных героев. Самые отчаянные, от генерала до простого обывателя, не исключая и дам, решались на полет в качестве пассажиров. Поначалу летали на машинах исключительно зарубежного производства. Полеты на тихоходных «этажерках» были весьма рискованным предприятием — так, из девяти пилотов-участников легендарного перелета 1911 года «Петербург — Москва» трое разбились. Тем не менее до 1914 года русские летчики установили десять мировых рекордов продолжительности, дальности и высоты полетов.
Лётчик Пётр Николаевич Нестеров. 1914 г.
Первым поднявшимся в небо жителем Сарапула стал гласный городской думы крупный купец-кожевенник Виктор Федорович Пешехонов. В августе 1910 года в Нижнем Новгороде он в качестве пассажира принял участие в показательном выступлении Сергея Уточкина на «Фармане». В небо самого Сарапула самолет впервые поднялся в июне 1912 года, когда демонстрационный полет над городом на аппарате «Блерио» совершил Александр Васильев, выпускник французской авиашколы, победитель того самого первого перелета «Петербург — Москва». Его авиашоу продлилось всего 12 минут, но стало заметным событием в жизни Сарапула.
Лётчик Сергей Исаевич Уточкин
Николай Иванович Рябов — первый уроженец сарапульского края, который стал профессиональным летчиком. С началом мировой войны он добровольцем ушел в действующую армию, окончил Севастопольскую авиашколу и погиб в феврале 1916 года в небе над Галицией, совершив воздушный таран — один из первых в истории русской авиации.
Военный лётчик Николай Иванович Рябов
С 1919 года и до конца Гражданской войны в Сарапуле базировалось подразделение Красного военно-воздушного флота — дивизион тяжелых бомбардировщиков отечественного производства «Илья Муромец» с техническим и летным персоналом общей численностью свыше 700 человек.
Бомбардировщик «Илья Муромец». 1920 г.
Как писал впоследствии его командующий, дивизион одновременно считался «и действующей частью, и школой, и заводом по постройке кораблей». Действительно, в дивизионе развернули авиашколу, а в 1921–1922 годах на базе его мастерских работал первенец советского авиастроения, государственный авиазавод по производству трипланов экспериментальной модели «КОМТА» (аббревиатура образована от наименования инициатора проекта — Комиссии по тяжелой авиации). Модель, однако, себя не оправдала и после летных испытаний была снята с производства.
Схема самолёта «КОМТА»
С конца 1920-х годов в Сарапуле действовала летно-планерная школа, а впоследствии аэроклуб, выпускниками которого стали шесть Героев Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны в городе базировалась Ейская военная авиашкола, в которой в 1943–1944 годах учился будущий летчик-космонавт СССР № 10 полковник Герой Советского Союза Павел Иванович Беляев.
Лётчик-космонавт Павел Иванович Беляев
Источник: © Государственный каталог музейного фонда РФ
Источник: © Электронная версия газеты «Красное Прикамье»
Источник: © Уголок неба - авиационная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Википедия. Свободная энциклопедия
Источник: © Офицеры РИА - крупнейшая открытая база данных и фотоархив офицеров
Источник: © Социальная сеть «Вконтакте»