Сарапул и его уроженцы в отечественной авиации

Время прочтения: мин.

В начале XX века Россия переживала массовое увлечение воздухоплаванием. Некоторые жители Сарапула также оставили заметный след в истории авиации.

История

Незадолго до Первой мировой войны страну охватила «авиационная лихорадка», начались демонстрационные полеты, которые проводились в десятках городов страны, собирали тысячные толпы восторженных зрителей. 

Пионеров отечественной авиации — Михаила Ефимова, Александра Васильева, Сергея Уточкина, Петра Нестерова — чествовали как национальных героев. Самые отчаянные, от генерала до простого обывателя, не исключая и дам, решались на полет в качестве пассажиров. Поначалу летали на машинах исключительно зарубежного производства. Полеты на тихоходных «этажерках» были весьма рискованным предприятием — так, из девяти пилотов-участников легендарного перелета 1911 года «Петербург — Москва» трое разбились. Тем не менее до 1914 года русские летчики установили десять мировых рекордов продолжительности, дальности и высоты полетов. 


Лётчик Пётр Николаевич Нестеров. 1914 г.

Первым поднявшимся в небо жителем Сарапула стал гласный городской думы крупный купец-кожевенник Виктор Федорович Пешехонов. В августе 1910 года в Нижнем Новгороде он в качестве пассажира принял участие в показательном выступлении Сергея Уточкина на «Фармане». В небо самого Сарапула самолет впервые поднялся в июне 1912 года, когда демонстрационный полет над городом на аппарате «Блерио» совершил Александр Васильев, выпускник французской авиашколы, победитель того самого первого перелета «Петербург — Москва». Его авиашоу продлилось всего 12 минут, но стало заметным событием в жизни Сарапула. 


Лётчик Сергей Исаевич Уточкин

Николай Иванович Рябов — первый уроженец сарапульского края, который стал профессиональным летчиком. С началом мировой войны он добровольцем ушел в действующую армию, окончил Севастопольскую авиашколу и погиб в феврале 1916 года в небе над Галицией, совершив воздушный таран — один из первых в истории русской авиации. 


Военный лётчик Николай Иванович Рябов

С 1919 года и до конца Гражданской войны в Сарапуле базировалось подразделение Красного военно-воздушного флота — дивизион тяжелых бомбардировщиков отечественного производства «Илья Муромец» с техническим и летным персоналом общей численностью свыше 700 человек. 

Бомбардировщик «Илья Муромец». 1920 г.

Как писал впоследствии его командующий, дивизион одновременно считался «и действующей частью, и школой, и заводом по постройке кораблей». Действительно, в дивизионе развернули авиашколу, а в 1921–1922 годах на базе его мастерских работал первенец советского авиастроения, государственный авиазавод по производству трипланов экспериментальной модели «КОМТА» (аббревиатура образована от наименования инициатора проекта — Комиссии по тяжелой авиации). Модель, однако, себя не оправдала и после летных испытаний была снята с производства. 


Схема самолёта «КОМТА»

С конца 1920-х годов в Сарапуле действовала летно-планерная школа, а впоследствии аэроклуб, выпускниками которого стали шесть Героев Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны в городе базировалась Ейская военная авиашкола, в которой в 1943–1944 годах учился будущий летчик-космонавт СССР № 10 полковник Герой Советского Союза Павел Иванович Беляев.  


Лётчик-космонавт Павел Иванович Беляев


Похожие истории

Павел Мельников и строительство железной дороги между Петербургом и Москвой

Единственный в России храм железнодорожников можно видеть в небольшом городе Любань под Петербургом. Любанскую церковь возвел — и завещал похоронить себя в ней — отец железнодорожного строительства в России, замечательный ученый, инженер и администратор Павел Петрович Мельников.

Институт Корпуса инженеров путей сообщения

Первое специализированное учебное заведение, готовящее инженеров-путейцев в России, было основано 20 ноября 1809 года манифестом Александра I.

Вышневолоцкая водная система: 1700 верст от Волги до Балтики

В сложном комплексе озерно-речных коммуникаций России XVIII века Вышневолоцкая водная система занимала особое место — благодаря и колоссальным параметрам перевозок и сплава, и пристальному вниманию правительства, и, наконец, тяжести судоходных условий.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!