В 1960-е годы в нашей стране была на слуху песня «Снежный человек» (стихи Э. Рознера, музыка М. Матусовского), которую пела Вероника Круглова:
Вокзальный колокол опять звенит,
Гудки прощальные летят в зенит,
Сквозь паровозный дым видны глаза, твои глаза, глаза твои…
Речь в ней шла о вокзальном колоколе, который извещал пассажиров, провожающих их родственников, друзей и подруг, что поезд скоро отправится. После третьего звонка этого колокола состав трогался.
Первый звонок подавал на железнодорожной платформе, как в театре, «агент службы движения» за 5 минут до отхода поезда. Второй удар означал, что осталось две минуты, ну, а третий раздавался непосредственно перед самым отправлением железнодорожного состава.
Колокол вокзальный
Этот сюжет неоднократно описывался в русской художественной литературе, например, в повести Ивана Бунина «Новая дорога», написанной в 1901 году. В Грязинском краеведческом музее сегодня можно увидеть бронзовый колокол, снятый со станции Грязи–Воронежские за ненадобностью (сегодня для оповещения об отправлении поездов используются объявления по радио, хотя они и повторяют прежний график). Также в музее можно увидеть старый телефон, который когда-то был на станции, но теперь стал ненужным.
Аппарат телефонный с цифровым диском. 1950 гг.
Глядя на эти раритеты прошлого, можно вспомнить известное латинское выражение: Sic transit gloriamundi («Так проходит земная слава»). Но в таком городе и на такой станции, с которой поезда идут и на восток, и на север, и на юг, и где железная дорога становится в какой-то мере средой обитания, память о прошлом должна сохраняться, с чем и надо поздравить местных краеведов, сохранивших для потомков такой замечательный артефакт.
Грязинский краеведческий музей