Южноуральский никелевый комбинат

Время прочтения: мин.

г. Орск, ул. Призаводская, д. 1

GPS: 51.249938 , 58.558101

История одного из промышленных гигантов Орска — никелевого комбината — началась 29 апреля 1935 года. В этот день после обследования расположенной неподалеку от Орска Халиловской группы месторождений, известной с начала XX века богатством полезных ископаемых, и Кимперсайского месторождения в Западном Казахстане было принято решение о строительстве Орского никелевого комбината.

Причины строительства

Для страны, не имевшей тогда собственного производства никеля и кобальта, возведение этого комбината имело стратегическое значение, потому что эти металлы необходимы для изготовления широкого спектра продукции гражданского и военного назначения, в том числе электротехники, химического оборудования, кораблестроения. До войны СССР вынужден был импортировать никель, что обходилось крайне дорого. 

13 мая 1935 года началось строительство комбината, который в конце 1938 года уже выдал первый штейн — смесь сульфидов металлов. В полную силу комбинат заработал с 1940 года: было окончено строительство гидрометаллургического цеха, освоена технология плавления никелевых руд с одновременным извлечением кобальта и производством сульфата никеля. В 1940 году было произведено 3265 тонн никеля. К югу от промышленного предприятия возвели поселок никельщиков — рабочий район для работников комбината, строительство которого продолжалось вплоть до конца 1940-х годов.


Место строительства Южно—Уральского никелевого комбината

Строительство никелькомбината. 1936 г.

Во время Великой Отечественной войны Орский никелевый комбинат стал основным производителем никеля в СССР. Полученный здесь металл был незаменим для производства танковой брони и в авиационной промышленности. В июле 1941 года на базе Орского никелевого комбината и эвакуированного сюда же комбината «Североникель» построили электролизный цех. В 1943 году группа работников комбината разработала и внедрила технологию форсированной плавки в шахтных печах, за что в том же году получила Государственную премию. За время войны комбинат увеличил выработку никеля в три, а кобальта — в два раза. За заслуги в обеспечении армии ценным никелем комбинат был награжден орденом Отечественной войны I степени.

После войны производство комбината продолжали расширять: увеличили выпуск кобальта, освоили производство медного купороса. Поселок никельщиков стал более благоустроенным — во второй половине 1940-х годов половину жилого фонда составляли двухэтажные шлакоблочные дома с водопроводом и канализацией.



Вагиз Абдулвалеев — старший горновой плавильного цеха «Южуралникелькомбината». 1950 г.

Южно—Уральский никелевый комбинат. 1950—1959 гг.

В 1967 году комбинату «Южуралникель» на вечное хранение был вручен орден Трудового Красного Знамени за достижение высоких показателей производства. В наше время история комбината продолжается.

Южно—Уральский никелевый комбинат

Южно—Уральский никелевый комбинат

Похожие места

Ряжский авторемонтный завод — современное предприятие коммунального машиностроения

Продукцию Ряжского авторемонтного завода знают и ценят не только в России, но и за рубежом. Здесь производят комбинированные дорожные машины, ломовозы и нефтепромысловое оборудование.

Рославльский вагоноремонтный завод. Градообразующее предприятие

Рославльский вагоноремонтный завод основан в XIX веке. Сегодня он является ведущим промышленным предприятием города. В 1990-е г. здесь начали производить новые вагоны-цистерны и вагоны-платформы. 

Железная дорога, которая появилась благодаря открытию нефтяных месторождений

В первой половине XX века в Стерлитамаке построили железную дорогу. Она стала необходима для транспортировки нефти.

Сообщить об ошибке
Обязательное поле
Обязательное поле
Обязательное поле
Вы помогаете нам стать лучше, спасибо!
Мы рассмотрим ваше заявление в ближайшее время!