GPS: 57.682928 , 63.055499
Заводские цеха занимают территорию, где некогда ирбитские и приезжие купцы заключали торговые сделки, хранили товары, занимались торговлей. Гостиный двор стал центром деловой жизни Ирбита. Он был достоянием города, поддерживавшим его финансовое благополучие. Сильный пожар 1790 года уничтожил полгорода, в том числе и гостиный двор. В результате проведение важнейшей в Ирбите ярмарки оказалось под вопросом. Кроме того, соседние Екатеринбург и Тюмень стремились переманить к себе доходное ярмарочное дело.
Ирбит до пожара (Гостиный двор). 1879 г. Автор фото Г. Дашков
Но жители города отстояли свою ярмарку. Общими усилиями они возвели новый деревянный гостиный двор, и в 1791 году торговый люд снова съехался в Ирбит. В 1808 году построили новый каменный гостиный двор. К 1829 году он насчитывал уже 8 корпусов, в которых удобно размещались 126 лавок. Здания продолжали достраивать, возвели вторые этажи, и к середине XIX века бойкая торговля шла уже в 480 торговых помещениях.
В гостином дворе была предусмотрена биржевая зала. Здесь у купцов была возможность торговать по образцам, для этого были прейскуранты и каталоги — так они могли не привозить весь товар в Ирбит. После заключения сделки товар отправляли из места производства по адресу, указанному покупателем.
Открытие Ирбитской ярмарки. Автор фото В. К. Аникин
После падения царской власти ярмарку проводить перестали. На месте гостиного двора возник завод спецтехники, цеха которого находятся здесь до сих пор.
История завода спецтехники неразрывно связана с школой-фабрикой, образованной в Ирбите в 1930 году. Полуразрушенные корпуса бывшего гостиного двора, ресторанов и купеческих особняков стали основой, на которой появились в середине 1920-х годов центральные механические мастерские. В дальнейшем они были превращены в школу-фабрику. Она занималась обучением различным рабочим специальностям. Выпускников трудоустраивали в основном на Уральский завод тяжёлого машиностроения в Свердловске, заложенный в 1928 году. За два года работы в период с 1930 по 1932 год школа-фабрика подготовила более трёх тысяч рабочих разных специальностей.
Работница у токарного револьверного станка, оснащённого универсальными пневматическими оправками. Ирбитский завод автоприцепов
1 января 1933 года школа-фабрика была передана предприятию «Союзторфмаш». Здесь впервые в СССР стали выпускать машины по добыче торфа. В марте 1937 года завод переориентировался на производство подшипников. К производству автотракторных прицепов завод перешёл в 1939 году. С того времени завод на долгие годы стал известен как автоприцепный. Рядом с заводом разбит сквер, в котором установлен памятник участникам Великой Отечественной войны, ушедшим на фронт от автоприцеповских станков.
В сложные 1990-е годы заводу удалось сохранить производство и конструкторскую базу. Современное его название — Ирбитский завод спецтехники. В настоящее время завод производит автомобильную прицепную технику, полевые кухни и подкатные тележки.
Памятная стела воинам Автоприцепного завода
Проект восстановления исторического центра Ирбита включает и концепцию воссоздания торговых рядов. Ведутся работы в этом направлении.