GPS: 57.193962 , 39.444000
Алексей Леонтьевич Кекин (1838–1897) родился в Ростове в семье купцов-старообрядцев. Грамотности и счету он учился дома. Еще в детстве мальчик начал помогать отцу-предпринимателю вести дела. В 16-летнем возрасте Алексей по поручению отца стал руководить делами семейного предприятия в Петербурге. Получив большое наследство, Кекин значительно приумножил его хлебной торговлей. Живя в Петербурге, он никогда не забывал о родном городе, вкладывая деньги в его развитие. Одним из его проектов стала фабрика «Рольма».
Алексей Леонтьевич Кекин
Здание фабрики — один из выдающихся образцов русской промышленной архитектуры XIX века. Фабрика, построенная в стиле модерн, имеет асимметричный и очень живописный рисунок фасада. Большие, с частыми переплетами окна занимают почти всю площадь его стен. Причудливо, но внутренне логично соединенные объемы цехов с поднимающейся над ними граненой заводской трубой делают здание похожим на замок с башней.
Корпуса фабрики «Рольма» в Ростове. 1920-е гг.
Фабрика создавалась, чтобы дать заработок беднейшим ростовчанам и их семьям. В здание, построенное на тогдашней Ярославской улице, завезли самое современное по тем временам оборудование. В 1866 году для обеспечения производственных процессов к фабрике проложили первый в Ростове водопровод из реки Устье. Этим водопроводом пользовались и горожане, поэтому вскоре его продали городу. Сырье для фабрики закупали на рынках Нижней и Средней Волги, в Вятской губернии, в Петербурге и даже Сибири. Произведенная продукция — льняные полотна, ткани и пряжа разных сортов — шла на рынки Ярославской, Костромской и Московской губерний.
Интерьер цеха фабрики «Рольма» в Ростове. 1920-е гг.
Прибыль от работы фабрики Кекин вкладывал в благотворительность. При «Рольме» были основаны школа и приют. Уже после смерти Кекина на его деньги была построена известная в Ростове мужская гимназия, где дети рабочих могли учиться на специальную стипендию. По завещанию Алексея Кекина фабрика перешла в собственность города. После революции ее национализировали, и она проработала еще почти столетие, пока не разорилась в конце 1990-х годов.